От юбилея… к новоселью?

Откройте любой путеводитель, буклет или на крайний случай посмотрите открытки с видами Омска. В них вам обязательно встретится фраза «Омск театральный». Действительно, начиная с 90-х годов театров в городе поприбавилось. Конечно, нам далеко еще до Москвы или Санкт-Петербурга, но, по всей видимости, скоро догоним.

Академический театр драмы, музыкальный, ТЮЗ, кукольный, Пятый, «Галерка», театр-студия Любови Ермолаевой… Масса студенческих театров, школьных, и, наконец, муниципальный Лицейский театр.

Вдумайтесь, не просто лицейский, то есть школь­ный, но муниципальный, значит — находящийся на попечении города, профес­сиональный. А артистам, между прочим, от шести до двадцати лет. За их плечами — настоящая, вдумчивая, кропотливая работа в теат­ре. В театре, которому не­давно исполнилось два года. Срок хоть и неболь­шой, но есть уже устойчи­вый репертуар (спектакль «Голый король» сыгран, например, более двух де­сятков раз), есть постоян­ный репетиционный про­цесс — сейчас «в работе» пьеса Кальдерона «Дама-невидимка». Есть, наконец, главное — зрительский интерес.

— За год у нас было около семи тысяч зрите­лей, — говорит художес­твенный руководитель и организатор театра, заслу­женный артист России В. С. Решетников. — Перво­начально театр задумывал­ся на базе общеобразова­тельного лицея Первомай­ского района. Я год рабо­тал и «выработал» семь человек. Во второй год было двенадцать человек. Потом мы раздвинули наши рамки, так как устра­ивать театр для двенадца­ти человек неразумно. Была реклама, что лицей­ский театр объявляет на­бор. И все время люди зво­нят, приходят, спрашива­ют. Идут практически ото­всюду. У меня такое впечатление, что нет в го­роде такого места, откуда бы не приходили сюда ребя­та. С моей точки зрения, это вообще на сегодняшний день одна из любопытнейших форм существования театра. Во-первых, не очень дорогая, поскольку все артисты рабо­тают только потому, что им это нравится. Во-вторых, очень мобильная, абсолютно не подверженная застаива­нию. Здесь все время есть определенная «проточная вода», новые люди. Этот ор­ганизм обречен быть живым. Естественно, до тех пор, пока те люди, которые общаются с ребятами, учат их, будут за­интересованы в этом, пока самим ребятам будет инте­ресно приходить сюда, жер­твуя своим свободным вре­менем. А в последнее время у нас график достаточно жес­ткий: понедельник, среда, пятница — репетиция; втор­ник, четверг, суббота — танец. Причем и репетиция, и танец — часа два-три. Но ведь они ездят у меня и с Левого бе­рега и из Чкаловского по­селка, в общем, отовсюду.

  • Существует ли конкурсный отбор?
  • Нет, такому я их не подвергаю. Если человек внутренне неподвижен, он сам
    это понимает, но это совсем не означает, что он переста­ет ходить. Он сидит на репетициях — ему интересно, так как постоянно происходят какие-нибудь открытия… Во­обще я с ними говорю без всяких скидок на возраст.
  • Сколько всего групп в театре?

— Есть младшие, средний возраст и старшая группа плюс 8-е и 11-е гуманитарные классы лицея Перво­майского района, с кото­рыми мы продолжаем со­трудничать. Всего артистов за сотню человек. Самым младшим шесть лет, стар­шие — уже студенты вузов. Меня часто спрашивают: «Дети платят за то, что учатся у вас?». Нет, не пла­тят и не будут платить. И я считаю, что это правиль­но…

Конечно же, такое ко­личество ребят не в состо­янии поместиться в двух-трех кабинетах какого-либо лицея или школы. Для театра департаментом культуры и искусства выде­лены помещение — бывшее здание клуба «Первомаец» (в районе остановки «Ул. Рабиновича») — и деньги для ремонта и реконструк­ции. Но начать-то ремонт начали, а вот когда закон­чат — неизвестно. Средств маловато. Последний, уже шестой, срок введения те­атра в эксплуатацию — Новый год.

— Интересно, что зри­тельный зал планируется сделать всего лишь на сто человек. Почему?

— Это позволяет не форсировать звук, — гово­рит В. С. Решетников, — это совершенно иное воспри­ятие, иной уровень правды, где видно дрожание рес­ниц, слышен каждый вздох.

Хочется верить, что обещанный Вадимом Ста­ниславовичем Решетнико­вым «иной уровень правды» мы сможем сами почув­ствовать в Новый год, в спектакле лицеистов. В первом спектакле на новой, реконструирован­ной сцене. И еще Лицейс­кий театр, в его сегодняш­нем состоянии, видится художественному руково­дителю зерном, из которо­го вырастет новый, солид­ный, профессиональный театр, со своим лицом. И стилистикой Подобно тому, как в свое время из обычного курса театраль­ного училища Юрий Люби­мов создал знаменитый театр на Таганке.

 

О. Дынько

«Омская правда», 1 ноября 1996 г.