От юбилея… к новоселью?
Откройте любой путеводитель, буклет или на крайний случай посмотрите открытки с видами Омска. В них вам обязательно встретится фраза «Омск театральный». Действительно, начиная с 90-х годов театров в городе поприбавилось. Конечно, нам далеко еще до Москвы или Санкт-Петербурга, но, по всей видимости, скоро догоним.
Академический театр драмы, музыкальный, ТЮЗ, кукольный, Пятый, «Галерка», театр-студия Любови Ермолаевой… Масса студенческих театров, школьных, и, наконец, муниципальный Лицейский театр.
Вдумайтесь, не просто лицейский, то есть школьный, но муниципальный, значит — находящийся на попечении города, профессиональный. А артистам, между прочим, от шести до двадцати лет. За их плечами — настоящая, вдумчивая, кропотливая работа в театре. В театре, которому недавно исполнилось два года. Срок хоть и небольшой, но есть уже устойчивый репертуар (спектакль «Голый король» сыгран, например, более двух десятков раз), есть постоянный репетиционный процесс — сейчас «в работе» пьеса Кальдерона «Дама-невидимка». Есть, наконец, главное — зрительский интерес.
— За год у нас было около семи тысяч зрителей, — говорит художественный руководитель и организатор театра, заслуженный артист России В. С. Решетников. — Первоначально театр задумывался на базе общеобразовательного лицея Первомайского района. Я год работал и «выработал» семь человек. Во второй год было двенадцать человек. Потом мы раздвинули наши рамки, так как устраивать театр для двенадцати человек неразумно. Была реклама, что лицейский театр объявляет набор. И все время люди звонят, приходят, спрашивают. Идут практически отовсюду. У меня такое впечатление, что нет в городе такого места, откуда бы не приходили сюда ребята. С моей точки зрения, это вообще на сегодняшний день одна из любопытнейших форм существования театра. Во-первых, не очень дорогая, поскольку все артисты работают только потому, что им это нравится. Во-вторых, очень мобильная, абсолютно не подверженная застаиванию. Здесь все время есть определенная «проточная вода», новые люди. Этот организм обречен быть живым. Естественно, до тех пор, пока те люди, которые общаются с ребятами, учат их, будут заинтересованы в этом, пока самим ребятам будет интересно приходить сюда, жертвуя своим свободным временем. А в последнее время у нас график достаточно жесткий: понедельник, среда, пятница — репетиция; вторник, четверг, суббота — танец. Причем и репетиция, и танец — часа два-три. Но ведь они ездят у меня и с Левого берега и из Чкаловского поселка, в общем, отовсюду.
- Существует ли конкурсный отбор?
- Нет, такому я их не подвергаю. Если человек внутренне неподвижен, он сам
это понимает, но это совсем не означает, что он перестает ходить. Он сидит на репетициях — ему интересно, так как постоянно происходят какие-нибудь открытия… Вообще я с ними говорю без всяких скидок на возраст. - Сколько всего групп в театре?
— Есть младшие, средний возраст и старшая группа плюс 8-е и 11-е гуманитарные классы лицея Первомайского района, с которыми мы продолжаем сотрудничать. Всего артистов за сотню человек. Самым младшим шесть лет, старшие — уже студенты вузов. Меня часто спрашивают: «Дети платят за то, что учатся у вас?». Нет, не платят и не будут платить. И я считаю, что это правильно…
Конечно же, такое количество ребят не в состоянии поместиться в двух-трех кабинетах какого-либо лицея или школы. Для театра департаментом культуры и искусства выделены помещение — бывшее здание клуба «Первомаец» (в районе остановки «Ул. Рабиновича») — и деньги для ремонта и реконструкции. Но начать-то ремонт начали, а вот когда закончат — неизвестно. Средств маловато. Последний, уже шестой, срок введения театра в эксплуатацию — Новый год.
— Интересно, что зрительный зал планируется сделать всего лишь на сто человек. Почему?
— Это позволяет не форсировать звук, — говорит В. С. Решетников, — это совершенно иное восприятие, иной уровень правды, где видно дрожание ресниц, слышен каждый вздох.
Хочется верить, что обещанный Вадимом Станиславовичем Решетниковым «иной уровень правды» мы сможем сами почувствовать в Новый год, в спектакле лицеистов. В первом спектакле на новой, реконструированной сцене. И еще Лицейский театр, в его сегодняшнем состоянии, видится художественному руководителю зерном, из которого вырастет новый, солидный, профессиональный театр, со своим лицом. И стилистикой Подобно тому, как в свое время из обычного курса театрального училища Юрий Любимов создал знаменитый театр на Таганке.
О. Дынько
«Омская правда», 1 ноября 1996 г.