От страсти до равнодушия
В этой работе молодой режиссёр Лилианна Белявская объединила две пьесы Жана Кокто — «Лжец» и «Равнодушный красавец», второе название и стало главным для всей постановки. Несомненно, и скомпоновать произведения логично, красиво, было большим трудом. Получились два монолога в стиле модерн — именно так значится в программке. Два героя, мужчина и женщина, минималистические декорации… Причём если героя (Александр Боткин) зовут Эмиль, то у героини (Дарья Оклей) по замыслу Кокто имени нет вовсе. Это такое обобщение о многих женщинах, которые несчастливы со своими мужчинами? Вероятно.
Несомненно, в расстановке, когда на сцене всего то один, то два актёра, от них требуется существенно большие самоотдача и ответственность. С этим они справились хорошо. По сути весь спектакль героиня в разной форме предъявляет Эмилю претензии за то, что он всё время лжёт и что якобы ей изменяет (похоже, её подозрения имеют основания). Чем это закончится — лучше, конечно, посмотрите сами. Но эмоциональный окрас монолога (именно монолога, в ответ на все гневные тирады Эмиль демонстративно пытается читать газету) весьма широк. Как говорится, от любви и до ненависти. Непонятно при этом, что больше всего злит женщину — ложь Эмиля или его показное равнодушие. Причём содержание разговора по смыслу у героини практически не повторяется. Несомненно, Дарья Оклей убедительно показала героиню, эмоционально взвинченную, у которой явно переполнилась чаша терпения. Прибавьте к этому яркую хореографию в постановке Ирины Горэ, через танец, конечно, тоже переданы эмоции героев. Опять же — в танце они играют и любовь, и ревность, и ненависть. Интересная находка, когда героиня постепенно разоблачается, снимая с интервалами по одному предмету своей одежды, конечно, в итоге всё равно оставаясь в рамках приличий. Это такой индикатор возрастания эмоций? Возможно.
Впервые герой начинает что-то говорить примерно на 45-й минуте! То, что так долго продолжается монолог героини — это очень оригинально, Кокто, конечно, в этом смысле удивляет. Ждёшь, что Эмиль заговорит наконец сейчас, ну вот сейчас — ан нет! И вдруг оказывается, что ему-таки есть что ответить и всё то равнодушие, которое наблюдали зрители, оборачивается тоже страстями и эмоциональным накалом, и у героя оказывается своя правда.
«Равнодушный красавец» — работа по-своему интересная, но несколько мала по объёму (продолжительность — около часа), разве что вот такой недостаток можно тут констатировать. Возможно, режиссёр хотела высказаться полаконичнее?
Кирилл Янчицкий
1 декабря 2015 г.