Остров под названием «Лицейский». Пока обитаемый

Любопытно: практически во всех заголовках многочисленных публикаций об Омском Муниципальном Ли­цейском театре, в принципе, концен­трируется его главная суть. Вчитай­тесь-вслушайтесь: «Молодо — не зе­лено, а многоцветно», «До Пушкина — три поколения…», «Лицейский — те­атр, устремлённый в будущее»…

Для них уже давно первое сентяб­ря — не более чем формальность (да не обидятся педагоги многих и мно­гих городских школ, в чьих классах учатся молодые актёры-лицеисты). Их главный «воспитательный дом» (вос­питывающий души) — Лицейский те­атр.

Художественного руководителя Лицейского театра, заслуженного ар­тиста России Вадима Решетникова сначала считали «ненормальным» (ну мыслимо ли: в расцвете сил и лет оставить сцену Омского академичес­кого и затеять — с нуля — нечто неве­роятное, чему в мировой театральной практике нет аналогов!), затем — иде­алистом (а это уж тем паче немысли­мо: в беспросветно-безденежные и сумрачные постперестроечные време­на, когда Культура чуть ли не в бук­вальном смысле слова «вышла на па­перть», — построить, создать в горо­де Дом-театр)… Сегодня его называ­ют подвижником. И это воистину так.

Мудр и велик город, который ду­мает о будущем. Уже знаменитый на всю Россию Омский Лицейский (и особенно после абсолютного и бес­спорного первенства на Всероссийс­ком фестивале детских театров в Ка­луге в 1997 году) стал одной из глав­ных «изюминок» Омска. И не только потому, конечно же, что уже третий сезон (а с момента основания — шес­той) он провёл в великолепном зда­нии, подаренном театру городом. Му­ниципальный Лицейский, действитель­но не имеющий аналогов ни в Рос­сии, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечатель­ных «культурных акций» города во имя будущего, во имя сохранения Культу­ры.

Их сегодня двести человек, двес­ти актёров-лицеистов (младшая, сред­няя и старшая группы), с которыми работают актёры-режиссёры (нет, луч­ше так: педагоги, воспитатели, учите­ля, старшие друзья!) Зинаида Кости­кова, Сергей Тимофеев, заслуженные артисты России Вера Канунникова и Александр Гончарук. И ещё — вернув­шийся из Москвы после окончания театрального училища актёр-лицеист «первого набора» Виталий Сосой. Кстати, уже около десяти «решетниковцев» стали студентами теат­ральных учебных заведений.

Помнится, как-то спросил Ре­шетникова, не проводил ли он па­раллелей между занятостью ребят в театре и их успеваемостью в школе. Вадим в ответ улыбнулся:

— Связь самая прямая: чем плотнее дети заняты в театре, тем лучше они учатся.

И добавил (уже не улыбаясь):

— Знаешь, есть у меня мечта. Очень идеалистическая мечта. Я очень хочу, чтобы то, что мы де­лаем в театре, не вступало в рез­кое противоречие с уровнем пре­подавания гуманитарных дисцип­лин в школах. Но это, сам пони­маешь, зависит не от меня….

Они называются Лицейским театром. С того момента, как «от­почковались» от школы-лицея № 66. Но это — всего лишь формаль­ное объяснение. Главное, почему «Лицейский», — это оттуда, из 19- го века, из того незабвенного ли­цея, где воспитание было — «штуч­ным».

Каждый актёр-лицеист — Лич­ность. Или так: уже Личность. Заданы точные векторы судьбы — нравствен­ные, духовные. На высокоодухотворённых, ярких, талантливых спектаклях Омского Лицейского ощущаешь себя не только зрителем, но и… острови­тянином. И это, признаюсь, очень пронзительное чувство. И я знаю, что оно возникает только там, где поня­тие Дома равносильно понятию «Свой остров».

В прошлом сезоне Омский Лицей­ский показал 202 (!) спектакля. Ост­росоциальная драма «Комок» стала событием сезона: спектакль-предос­тережение о страшных последствиях бездуховности. Молодые говорили о молодых жёстко, с болью, с надеждой… И с такой же болью и надеждой — премьерные «Скифы», открывшие новые жанровые и художественные горизонты молодого и уникального театра, внесённого недавно Министер­ством культуры РФ в реестр «Театры России».

Последний год уходящего столе­тия явил изумлённому Омску так на­зываемый «новый взгляд на Культуру». В ситуации патологического бездене­жья, непрекращающейся войны меж­ду «городом» и «областью», мэром и губернатором, в ситуации 4-5-месяч­ных задержек заработных плат и т. д. —            крайней, естественно, оказалась сфера Культуры. Городские творческие коллективы, безжалостно «отсеквестированные» бюджетом, брошены, по сути, на произвол судьбы. Всё это назвали… «экспериментом». Видимо, имея в виду «эксперимент на выжива­емость».

Из недавней беседы с Вадимом Решетниковым:

— Дело существует до тех пор, пока оно развивается. Что у нас было на протяжении последних сезонов в новом здании? Неуклонный рост чис­ла желающих работать, обучаться здесь. Точнее, — жить. Людей всё больше, спектаклей всё больше. Мы работаем как нормальный реперту­арный театр, к нам давно именно так и относятся, хотя ведь это, ус­ловно говоря, всего лишь сорок процентов нашей деятельности, видимая  часть айсберга.  Есть ещё шестьдесят процентов — эти обучение, воспитание… И вот на­кануне нового тысячелетия нам устроили секвестр на всю катуш­ку. В три раза! А если учесть, что минувший сезон был бла­гополучным только потому, что нам помогли спонсоры, то  можно  сформулировать по-другому: в 3 раза урезано недостаточное финансирование. Самое страшное, что я не могу объяснить чи­новникам, почему зарплаты в 300-500 рублей, да и то вып­лачиваемой с задержкой чуть ли не в полгода, не хватает на проживание.  В ответ слышу   лишь одно: «Вы не хотите уча­ствовать в эксперименте!». Мало того! Чиновники мне предлагают сегодня… брать плату с родителей актёров-лицеистов!..

Наверное, я мог бы уйти в «об­ласть». Или «выйти на площадь». Но… Город в своё время помог нам организоваться, и мы останемся в городе. А что будет дальше?.. Не знаю. Чиновники загоняют театр в угол. Они прекратили финансирова­ние и с упоением ждут, когда мы совершим какую-нибудь ошибку, чтобы в конце концов сказать «Ага!» — и закрыть нас. Хорошая такая политика, «экспериментальная». Политика «загона волков»…

…Если вечером присесть на ска­мейку-амфитеатр у входа в Лицейский театр, — невольно начинаешь думать о будущем. Потому что совершенно отчётливо понимаешь: вот здесь, за этими стенами, — остров добра, любви и творчества; и двести его «остро­витян», охраняющих свои сердца и души от шквальных социально-полити­ческих ветров, это уже и символ, и ещё теплящаяся надежда, что в 21-м веке Омск не изменит своему самому глав­ному «статусу» — быть городом высо­кой культуры.

Сергей Денисенко

«Культура», №22

«Сибириада», № 1 / 19 декабря 2000 г.

 

  1. P. S. В этом году, в Международный День театра, были подведены итоги Областного конкурса «Лучшая теат­ральная работа». Лауреатом в номинации «Специальный приз жюри. СВОЁ ДЕЛО» стал основатель и художественный руководитель Омского Муници­пального Лицейского театра Вадим Решетников.

 

 

 

u