Остров под названием «Лицейский». Пока обитаемый
Любопытно: практически во всех заголовках многочисленных публикаций об Омском Муниципальном Лицейском театре, в принципе, концентрируется его главная суть. Вчитайтесь-вслушайтесь: «Молодо — не зелено, а многоцветно», «До Пушкина — три поколения…», «Лицейский — театр, устремлённый в будущее»…
Для них уже давно первое сентября — не более чем формальность (да не обидятся педагоги многих и многих городских школ, в чьих классах учатся молодые актёры-лицеисты). Их главный «воспитательный дом» (воспитывающий души) — Лицейский театр.
Художественного руководителя Лицейского театра, заслуженного артиста России Вадима Решетникова сначала считали «ненормальным» (ну мыслимо ли: в расцвете сил и лет оставить сцену Омского академического и затеять — с нуля — нечто невероятное, чему в мировой театральной практике нет аналогов!), затем — идеалистом (а это уж тем паче немыслимо: в беспросветно-безденежные и сумрачные постперестроечные времена, когда Культура чуть ли не в буквальном смысле слова «вышла на паперть», — построить, создать в городе Дом-театр)… Сегодня его называют подвижником. И это воистину так.
Мудр и велик город, который думает о будущем. Уже знаменитый на всю Россию Омский Лицейский (и особенно после абсолютного и бесспорного первенства на Всероссийском фестивале детских театров в Калуге в 1997 году) стал одной из главных «изюминок» Омска. И не только потому, конечно же, что уже третий сезон (а с момента основания — шестой) он провёл в великолепном здании, подаренном театру городом. Муниципальный Лицейский, действительно не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных «культурных акций» города во имя будущего, во имя сохранения Культуры.
Их сегодня двести человек, двести актёров-лицеистов (младшая, средняя и старшая группы), с которыми работают актёры-режиссёры (нет, лучше так: педагоги, воспитатели, учителя, старшие друзья!) Зинаида Костикова, Сергей Тимофеев, заслуженные артисты России Вера Канунникова и Александр Гончарук. И ещё — вернувшийся из Москвы после окончания театрального училища актёр-лицеист «первого набора» Виталий Сосой. Кстати, уже около десяти «решетниковцев» стали студентами театральных учебных заведений.
Помнится, как-то спросил Решетникова, не проводил ли он параллелей между занятостью ребят в театре и их успеваемостью в школе. Вадим в ответ улыбнулся:
— Связь самая прямая: чем плотнее дети заняты в театре, тем лучше они учатся.
И добавил (уже не улыбаясь):
— Знаешь, есть у меня мечта. Очень идеалистическая мечта. Я очень хочу, чтобы то, что мы делаем в театре, не вступало в резкое противоречие с уровнем преподавания гуманитарных дисциплин в школах. Но это, сам понимаешь, зависит не от меня….
Они называются Лицейским театром. С того момента, как «отпочковались» от школы-лицея № 66. Но это — всего лишь формальное объяснение. Главное, почему «Лицейский», — это оттуда, из 19- го века, из того незабвенного лицея, где воспитание было — «штучным».
Каждый актёр-лицеист — Личность. Или так: уже Личность. Заданы точные векторы судьбы — нравственные, духовные. На высокоодухотворённых, ярких, талантливых спектаклях Омского Лицейского ощущаешь себя не только зрителем, но и… островитянином. И это, признаюсь, очень пронзительное чувство. И я знаю, что оно возникает только там, где понятие Дома равносильно понятию «Свой остров».
В прошлом сезоне Омский Лицейский показал 202 (!) спектакля. Остросоциальная драма «Комок» стала событием сезона: спектакль-предостережение о страшных последствиях бездуховности. Молодые говорили о молодых жёстко, с болью, с надеждой… И с такой же болью и надеждой — премьерные «Скифы», открывшие новые жанровые и художественные горизонты молодого и уникального театра, внесённого недавно Министерством культуры РФ в реестр «Театры России».
Последний год уходящего столетия явил изумлённому Омску так называемый «новый взгляд на Культуру». В ситуации патологического безденежья, непрекращающейся войны между «городом» и «областью», мэром и губернатором, в ситуации 4-5-месячных задержек заработных плат и т. д. — крайней, естественно, оказалась сфера Культуры. Городские творческие коллективы, безжалостно «отсеквестированные» бюджетом, брошены, по сути, на произвол судьбы. Всё это назвали… «экспериментом». Видимо, имея в виду «эксперимент на выживаемость».
Из недавней беседы с Вадимом Решетниковым:
— Дело существует до тех пор, пока оно развивается. Что у нас было на протяжении последних сезонов в новом здании? Неуклонный рост числа желающих работать, обучаться здесь. Точнее, — жить. Людей всё больше, спектаклей всё больше. Мы работаем как нормальный репертуарный театр, к нам давно именно так и относятся, хотя ведь это, условно говоря, всего лишь сорок процентов нашей деятельности, видимая часть айсберга. Есть ещё шестьдесят процентов — эти обучение, воспитание… И вот накануне нового тысячелетия нам устроили секвестр на всю катушку. В три раза! А если учесть, что минувший сезон был благополучным только потому, что нам помогли спонсоры, то можно сформулировать по-другому: в 3 раза урезано недостаточное финансирование. Самое страшное, что я не могу объяснить чиновникам, почему зарплаты в 300-500 рублей, да и то выплачиваемой с задержкой чуть ли не в полгода, не хватает на проживание. В ответ слышу лишь одно: «Вы не хотите участвовать в эксперименте!». Мало того! Чиновники мне предлагают сегодня… брать плату с родителей актёров-лицеистов!..
Наверное, я мог бы уйти в «область». Или «выйти на площадь». Но… Город в своё время помог нам организоваться, и мы останемся в городе. А что будет дальше?.. Не знаю. Чиновники загоняют театр в угол. Они прекратили финансирование и с упоением ждут, когда мы совершим какую-нибудь ошибку, чтобы в конце концов сказать «Ага!» — и закрыть нас. Хорошая такая политика, «экспериментальная». Политика «загона волков»…
…Если вечером присесть на скамейку-амфитеатр у входа в Лицейский театр, — невольно начинаешь думать о будущем. Потому что совершенно отчётливо понимаешь: вот здесь, за этими стенами, — остров добра, любви и творчества; и двести его «островитян», охраняющих свои сердца и души от шквальных социально-политических ветров, это уже и символ, и ещё теплящаяся надежда, что в 21-м веке Омск не изменит своему самому главному «статусу» — быть городом высокой культуры.
Сергей Денисенко
«Культура», №22
«Сибириада», № 1 / 19 декабря 2000 г.
- P. S. В этом году, в Международный День театра, были подведены итоги Областного конкурса «Лучшая театральная работа». Лауреатом в номинации «Специальный приз жюри. СВОЁ ДЕЛО» стал основатель и художественный руководитель Омского Муниципального Лицейского театра Вадим Решетников.
u