Остров под названием «Лицейский». Пока обитаемый
Любопытно: практически во всех заголовках многочисленных публикаций об омском муниципальном Лицейском театре, в принципе концентрируется его главная суть. Вчитайтесь: «Молодо — не зелено, а многоцветно», «До Пушкина — три поколения…», «Лицейский — театр, устремленный в будущее»…
Для них уже давно первое сентября — не более чем формальность (да не обидятся педагоги многих и многих городских школ, в чьих классах учатся молодые актеры-лицеисты). Их главный «воспитательный дом» — Лицейский театр.
Художественного руководителя Лицейского театра заслуженного артиста России Вадима Решетникова сначала считали «ненормальным» (ну мыслимо ли: в расцвете сил и лет оставить сцену Омского академического и затеять с нуля нечто невероятное, чему в мировой театральной практике нет аналогов!), затем — идеалистом (а это уж тем паче немыслимо: в беспросветно-безденежные и сумрачные постперестроечные времена, когда культура чуть ли не в буквальном смысле слова «вышла на паперть», — построить, создать в городе Дом-театр)… Сегодня его называют подвижником.
Мудр и велик город, который думает о будущем. Уже знаменитый на всю Россию омский Лицейский (особенно после бесспорного первенства на Всероссийском фестивале детских театров в Калуге в 1997 году) стал одной из главных изюминок Омска. И не только потому, конечно же, что уже третий сезон (а с момента основания — шестой) он начинает в великолепном здании, подаренном театру городом. Муниципальный Лицейский, действительно не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных «культурных акций» города.
Их сегодня двести человек, двести актеров-лицеистов (младшая, средняя и старшая группы), с которыми работают актеры-режиссеры (нет, лучше так: педагоги, воспитатели, учителя, старшие друзья!) Зинаида Костикова, Сергей Тимофеев, заслуженные артисты России Вера Канунникова и Александр Гончарук. И еще — вернувшийся из Москвы после окончания театрального училища актер-лицеист «первого набора» Виталий Сосой. Кстати, уже около десяти «решетниковцев» стали студентами театральных учебных заведений,
Помнится, как-то спросил Решетникова, не проводил ли он параллелей между занятостью ребят в театре и их успеваемостью в школе. Вадим в ответ улыбнулся:
— Связь самая прямая: чем активнее дети заняты в театре, тем лучше они учатся.
И добавил (уже не улыбаясь):
— Знаешь, есть у меня мечта. Я хочу, чтобы то, что мы делаем в театре, не вступало в резкое противоречие с уровнем преподавания гуманитарных дисциплин в школах. Но это, сам понимаешь, зависит не от меня…
Они называются Лицейским театром. С того момента, как «отпочковались» от школы-лицея № 66. Но это — всего лишь формальное объявление. Главное, почему «Лицейский», — это оттуда, из XIX века, из того незабвенного лицея, где воспитание было «штучным».
Каждый актер-лицеист — Личность. Или так: уже Личность.
В прошлом сезоне омский Лицейский показал 202 (!) спектакля. Остросоциальная драма «Комок» стала событием сезона: спектакль-предостережение о страшных последствиях бездуховности. Молодые говорили о молодых жестко, с болью, с надеждой…
Последний год уходящего столетия явил изумленному Омску так называемый «новый взгляд на культуру». В ситуации безденежья и войны между городом и областью, мэром и губернатором, в ситуации 4-, 5-месячных задержек заработной платы и полной запущенности системы жизнеобеспечения города крайней, естественно, оказалась сфера культуры. Городские творческие коллективы, безжалостно «отсеквестированные» бюджетом, брошены, по сути, на произвол судьбы.
Из беседы с Вадимом Решетниковым:
— Дело существует до тех пор, пока оно развивается. Что у нас было до трех последних сезонов в новом здании? Неуклонный рост числа желающих работать, обучаться здесь. Точнее — жить. Мы работаем, как нормальный репертуарный театр, к нам давно именно так и относятся, хотя ведь это, условно говоря, всего лишь сорок процентов нашей деятельности, видимая часть айсберга. Есть еще шестьдесят процентов — это обучение, воспитание… И вот накануне нового тысячелетия нам устроили секвестр на всю катушку. В три раза! А если учесть, что минувший сезон был благополучным только потому, что нам помогли спонсоры, то можно сформулировать по-другому: в три раза урезано недостаточное финансирование. Самое страшное — что я не могу объяснить чиновникам, почему зарплаты в 300 — 500 рублей, да и то выплачиваемой с задержкой чуть ли не в полгода, не хватает на проживание. В ответ слышу лишь одно: «Вы не хотите участвовать в эксперименте!» Мало этого. Чиновники мне предлагают сегодня брать плату с родителей актеров-лицеистов!.. Наверное, я мог бы уйти в «область». Или «выйти на площадь». Но… Город в свое время помог нам организоваться, и мы остаемся в городе. А что будет дальше? Не знаю. Чиновники загоняют театр в угол. Хорошая такая политика, «экспериментальная». Политика «загона волков»…
…Если вечером присесть на скамейку-амфитеатр у входа в Лицейский театр, невольно начинаешь думать о будущем. Потому что отчетливо понимаешь: вот здесь, за этими стенами, — остров добра, любви и творчества, и двести его «островитян» — это еще и надежда, что в XXI веке Омск не изменит своему самому главному «статусу»: быть городом подлинной культуры.
Сергей Денисенко
«Культура», 15 июня 2000 г.