Остановиться, заслониться
Мэтр приехал чуть усталым. Земляки помнят и любят. А потому все норовили поговорить: про Москву, про съемки, про политику. А то и вовсе — за жизнь. В Лицейский театр Михаил Александрович вернулся, побывав в «Галерке». «Галерка» понравилась. Но Лицейский, похоже, даже Ульянова удивил. Поэтому свой разговор на встрече в театре он начал как раз с этого удивления: Омск — не такой уж большой и театральный город. А надо же — восемь театров, и актеры зарплату получают. В соседнем Красноярске, например, артисты местных театров не видели ее уже год. За Омск мэтр от души порадовался и погордился. Отговорив положенное о Москве, про театральные страсти и проблемы, мы-таки свернули мэтра к главному — разговору «за жизнь».
болезнь. Сопротивляться этому может только сильный человек, который знает, чего он хочет, или человек, абсолютно равнодушный ко всему.
Куда убежишь от этого — только в себя. Как-то я был в Китае. Там был какой-то праздник и гуляли люди. Возле Янцзы такой широкий бульвар. И в одну сторону идут миллионы, в обратную — миллионы. Я оглянулся: в одну сторону масса людей в белых рубашках, черных шляпах, в другую — масса. Я просто стал задыхаться. И тут я увидел старика, который сидел поодаль от бесконечной массы людей. Сидел, как обычно сидят китайцы, на корточках. Было видно, что он погружен в самого себя. Он не видит и не слышит, что творится вокруг. И вот эта сосредоточенность, взгляд в себя нам сегодня нужны.
Возьмите театр. Раньше Остужев сыграл Отелло — об этом писали многие годы, Лира сыграл Михоэлс — об этом тоже долго писали, анализировали, книги сочиняли. А сейчас как-то ни одной такой работы, на которой бы остановились. Встретились, посмотрели, ага, у Марка Захарова ничего. Ничего? И побежали дальше. А что значит «ничего»? Мы же даже не пережевываем, не прочувствуем. Никакого потрясения не происходит. Мы несемся, как сумасшедшие, как в гонке «Формула-1», где обязательно разобьешь голову, если не остановишься. И — ничего не успеваем: ни прожить, ни продумать, ни прочувствовать, даже просто посидеть. Мы водку стали пить на ходу. (Смех в зале).
И я не вижу способа, как это переменить. Волчок жизни запущен. Теперь только сам, если у тебя для этого есть мужество отказаться от чего-то, мудрость не согласиться с чем-то, мужество не быть в тусовке, мужество не всегда быть руководящим деятелем. И так далее. Это дает если не успокоенность, то по крайней мере передых.
В нашем актерском мире теперь тоже многое иначе. Нет у молодых такого взгляда на старших, опытных снизу вверх, как было у нас. Нет, это не было подобострастие, уважение. Сейчас иначе. Молодые быстро набираются мастерства, рукоделия. Кино, театр, концерты — это все их быстро формирует. Они становятся мастерами, молодыми, но мастерами. Но есть какое-то холодносердечье в сегодняшних. Они не признают никаких авторитетов, ни политических, ни педагогических, ни актерских. Я не знаю — хорошо это или плохо. Сейчас молодые актеры умны, многие талантливы, растерянные и — бегущие постоянно в этой проклятой беготне. Я смотрю на этих молодых. У них есть одно: они должны добывать деньги. И они добывают. Всеми правдами-неправдами. Капиталистический импульс зажигает наши моторы, мы несемся по жизни, мы стали не хуже, не лучше, но мы стали холоднее.
Мэтр еще долго говорил о театральном мире и о Москве. Пользуясь его приездом, мы по старинке стали склонять его к земляческим симпатиям. А что, если утвердить премию вашего имени. Мэтр шутя, но строго отрезал «Нет, рано. Пока еще жив…» А что, если наших лучших актеров того же Лицейского театра к вам на стажировку в Вахтанговский? Такой вопрос слишком серьезный, чтобы отвечать сейчас. Не могу сказать «да, конечно», а потом забыть, как это иногда делается. Надо подумать. Это — большой труд…
И еще мэтр жалел, что не смог посмотреть спектакли омских театров. Что пора улетать. Улетал он не с пустыми руками, увозил с собой кусочек старого планшета сцены Омского драматического, который есть у всех актеров нашей драмы. Встреча подходила к концу. К мэтру подлетели лицейские актеры и еще добрых полчаса он говорил, желал и подписывал…
Потеплевшая февральская улица стала сразу серой и грязной. Подъехавший троллейбус был набит битком. Кондуктор опять ругалась с пассажирами, не покупавшими билеты. От этой серой и тяжелой жизни, от этой пустой гонки хотелось заслониться. Но не получалось…
Лариса Александрова
«Московский комсомолец», 11-18 февраля 1999 г.