Осип Эмильевич в Лицейском театре
«Поэзия не может дышать воздухом казни. Уживаться с этим воздухом — значит составлять с ним одно целое. Поэзия самим своим бытием казнит казнь». Эти слова из книги воспоминаний вдовы поэта Осипа Мандельштама — Надежды Яковлевны — легли в основу спектакля, поставленного муниципальным лицейским театром.
Только что состоялась премьера. Литературно-музыкальный спектакль в наше время — явление редкое. Этот получился серьезным и трагичным. Он так и называется «Осип Эмильевич Мандельштам».
Из беседы с режиссером спектакля, заслуженным артистом России, актером Омского академического театра драмы В. Решетниковым:
— В спектакле у меня играют дети. Театральная группа из 66-го лицея в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. В зрительном зале вы сейчас тоже видели детей. Это девятиклассники из школы № 8 — если по-старому считать, то даже восьмиклассники. Честно говоря, я очень переживал, как воспримется творчество Мандельштама и сам спектакль столь юными зрителями. Тем более что и актеры не старше их самих. Боялся перед премьерным показом, как перед смертельным номером. Во время спектакля следил за реакцией зала: вдруг кто-то начнет зевать, хихикать, вдруг не дойдут до зрителей пафос и глубина… Но этого, к счастью, не произошло. Значит, работа удалась.
И она действительно удалась. Минимум декораций, никакой маскарадной пестроты — только по мере нарастания трагизма все больше актеров — чтецов выходит на сцену в черном. Все держится только на их умении заворожить публику, не дать ей отвлечься от потока стихов: лирических, трагических… и откровенно крамольных. И проносятся в воображении эпизоды жизни поэта. И уже не подростки — лицеисты перед глазами, а вестники и свидетели из серебряного века русской поэзии. Вот поэт вдохновленный, влюбленный — а вот он устал от суеты, и жизнь вокруг — сплошной кабак… Мы то видим его благодатное расслабление в залитой солнцем комнате, то слышим бред воспаленного тяжелым гриппом мозга…
Потом вдруг, вызывая жалость и восхищение одновременно, Мандельштам, забыв надеть пальто, несется по сырому ночному городу, дрожа от страха: только что он попытался пригреться в компании пьяных революционных карателей, которые развлекались тем, что тыкали наугад пальцем в список фамилий «неблагонадежных»: «Иванов? Знаем, слышали, — в расход! Петров? Кто такой Петров? А, все равно в расход…». И поэт, всю жизнь боявшийся даже к двери зубного врача близко подойти, подскакивает к «затейнику», вырывает из его рук список, рвет его на клочки, выскакивает за дверь и мчится в тьме холодной ночи, не разбирая дороги. «Погиб, погиб…» — стучит в голове. Но это была еще не гибель.
Ужасающее, отчаянное, злое стихотворение про «Кремлевского горца»… Борис Пастернак, впервые услышавший его, в страхе открестился: «Вы ничего мне не читали, и я ничего не слышал. Спрячьте это подальше и никому не показывайте. Это не поэзия, это приговор самоубийцы…» А Мандельштама было уже не сдержать. Умирал его век, рушился его поэтический мир… А дальше — ссылка и гибель.
Актеры тихо и скованно, как черные тени, покидают сцену. Стучит, как сердце, постепенно замолкает метроном… Погиб Поэт… Умер серебряный век…
Н. Руденко
«Вечерний Омск», 21 марта 1995 г.