Омское рантре
Не имея возможности трепетно окунуться в атмосферу, скажем, парижского рантре (начала сезона), с не меньшим волнением вот уже который год окунаюсь в рантре омское (благо, ехать далеко не надо, по причине моей постоянной здешней прописки). И патриотически-провинциально верую, что оно — рантре наше — ничуть не хуже парижского.
Тональность сезону 1997/98 г. задал, безусловно, Омский академический театр драмы, достойно переживший «оптовое» награждение «Золотыми масками» за «Женщину в песках», равно как и последовавший вслед за этим столичный неправедный гнев. И так же достойно театр предложит на «Маску» будущего года свою недавнюю премьеру — драму Л.Н.Толстого «Живой труп», поставленную главным режиссером Владимиром Петровым: спектакль о Жизни и Смерти, с удивительно многозначным, почти «космическим» оформлением Марта Китаева, а точнее, — со ставшими участниками действия тремя огромными фигурами-призраками, скользящими по сцене. Как будто Вера, Надежда и Любовь пытаются обрести приют на Земле нашей многогрешной…
Этим спектаклем Омский академический и открыл свой новый сезон, проведя накануне большую пресс-конференцию. «Большую» — ибо планы не маленькие. Уже полным ходом идет работа над «Волками и овцами» А.Н.Островского (репетирует Аркадий Кац, гармонично окунувшийся в театральную ауру Омска более года назад пронзительной постановкой «Трех сестер»). Специально для Омской драмы написала пьесу Наталья Скороход; премьеру Петров обещает в конце года. А в перспективе все пойдет по нарастающей. Вплоть до гастролей в Японии с «Женщиной в песках» и «Тремя сестрами». И вплоть до, увы, уже скорого прощания со знаменитыми «Московскими кухнями» Юлия Кима, которым аплодировали в Польше, Германии, Америке (традиция замечательная: прощание со спектаклем; так прощались недавно с мольеровско-тростянецким «Лекарем поневоле»…).
На роль «главного события в культурной жизни города» в 1997-м вполне могло бы претендовать официальное открытие здания Омского муниципального лицейского театра, которым вот уже третий год (со дня основания) руководит заслуженный артист России Вадим Решетников. Аналогов в России нет. С несколькими группами детей и подростков работают профессиональные актеры и педагоги. Плановый выпуск спектаклей. Неизменный успех. Театр, ставший для юных актеров — по самому большому счету! – «вторым домом». А может, даже и первым. А уж теперь-то — и подавно: в уютнейшем двухэтажном особнячке, с великолепно оборудованными сценой, зрительным залом и балкончиком, репетиционными комнатами, гримерками… Открыли сезон — и сразу премьера. К успешным «Голому королю» Е.Шварца и «Беде от нежного сердца» В.Соллогуба, поставленным Решетниковым, примкнул яркий, азартный и озорной «Аленький цветочек» в режиссуре актера Театра драмы, заслуженного артиста России Валерия Алексеева.
Страсти вокруг Омского симфонического оркестра, кажется, закончились (о страстях этих — с уже такими привычными требованиями зарплат, забастовками, демонстрациями etc. – «Культура» не раз обмолвилась). Первый же концерт своего 31-го сезона оркестр провел при абсолютном аншлаге в огромном Концертном зале. Художественный руководитель Омского симфонического Евгений Шестаков был в ударе. И казалось, что все и всегда будет хорошо. И о страстях минувших опосредованно лишь напомнила исполненная с высочайшим подъемом скрябинская «Поэма экстаза».
С французским изяществом (рантре, как-никак!) прошел 1-й Омский фестиваль спектаклей для детей и молодежи, проведенный в ознаменование 60-летия Омского театра для детей и молодежи (Тюза). Несколько театров из разных городов в течение недели являли зрителям свои достижения. Своего рода разножанровый разгон перед четырехчасовым юбилейным вечером, в котором главным лицом был художественный руководитель театра (с 1987 года), заслуженный деятель искусств России Владимир Рубанов.
Юбилейность – неотъемлемая часть любого сезона. Так и в этот раз — двадцатилетие творческой деятельности отметил великолепным концертом омский композитор и пианист
Александр Болдырев, чьи песни и романсы звучали на творческом вечере в исполнении ведущих солистов Омска. Празднично и театрально справил 50-летие (из которых 30 лет — в театре) художественный руководитель молодого театра драмы и комедии «Галерка», актер и режиссер Владимир Витько. «Галерке» — уже больше пяти лет. Основа репертуарной политики
— русская классика. «Ниша» в городе — своя, подвижническая и творческая. Так же, как и у городского театра «Студия Любови Ермолаевой», открывшего сезон одним из лучших своих спектаклей (который, судя по всему, увидят в ноябре и москвичи на
фестивале, посвященном Ф.Г.Лорке) – «Дом Бернарды Альбы».
Незабываемый «аккорд» омского рантре-97 — концерты памяти выдающегося педагога,
скрипача, профессора, выпускника Омского музыкального училища Ю.И.Янкелевича, организованные Международным благотворительным фондом имени Ю.Янкелевича и его воспитанником Владимиром Спиваковым. Юные лауреаты международных и республиканских конкурсов, стипендиаты фонда («внуки Янкелевича») в очередной раз подтвердили, что за культуру будущего можно не опасаться. Такое вот светлое и доброе предчувствие. Как в ожидании первого снега. Который будет вот-вот… еще немножко… Впрочем, что-то похожее я сегодня читал… Ну конечно! «Вещественное» приложение
к сезону — только что роскошно изданная в Омске книжка «Слышишь, Машутка, пишу для тебя…»: небольшая автобиографическая повесть и стихи замечательной актрисы Омского академического, заслуженной артистки России Елены Александровны Аросевой (поговаривают, что в ноябре в Омске «Вечер сестер Аросевых» должен состояться. Ау, Театр сатиры! Вы уж отпустите Ольгу Александровну хотя бы на пару дней!).
С. Денисенко
«Культура», № 47 / 4 декабря 1997 г.