Октябрь – месяц лицейский (Часть 2)

 «Надо всё время двигаться впе­рёд, в направлении освоения профессии, чтобы трудное ста­новилось привычным, а привыч­ное — лёгким».

Вадим Решетников, основатель Лицейского театра

(из интервью 2003 года)

 

Неповторимо «вкусным» «Гарниром по-французски» (пер­вый из трёх октябрьских премьерных спектаклей Лицейского драматического театра) закончили мы с вами неделю назад разговор о мощно стартовавшем 14-м театральном сезоне «лицеистов». И тут же отправились ещё на две премьеры…

…«Вольные псы». Главное послепремьерное ощущение: страстно ритмичный и драматически-притчевый, необык­новенно музыкальный и пластичный, остросовременный и очень «молодёжный» по своей стилистике спектакль. Оче­видно, что для Руслана Шапорина, актёра Академического театра драмы и режиссёра «Вольных псов», поставленных им в Лицейском по мотивам не стареющей уже четверть века повести К. Сергиенко «До свиданья, овраг!», смена названия «первоисточника» была концептуальной. Вольные псы! И как энергетический вызов, и как изначальная режиссёрско-постановочная позиция. Домашние собаки, брошенные хозя­евами и находящиеся под равнодушным прессом большого города, становятся псами. Бездомными, но вольными. Стано­вятся стаей. Массой. Овраг — внизу, город — по-над оврагом. В принципе, революционная ситуация: «низы не хотят, а верхи не могут». Не знаю, слукавил или сыронизировал Шапорин, обозначив жанр как «простая история», но одно знаю точно: создание на сцене именно стаи вольных псов слегка затмило на премьерном показе «персонифицированность» персонажей, у каждого из которых своя судьба. От этого и трагедия финала становится пока трагедией «массы», а не отдельно взятых персонажей (эффектная и очень жёсткая сцена уни­чтожения собак, похожая на концлагерное отравление людей в газовой камере)…

…А третьей новосезонной октябрьской премьерой в Ли­цейском стал лирически светлый, ироничный, трогательный, с изящными «элементами абсурда» спектакль по пьесе Ролана Топора «Зима под столом», поставленный художественным руководителем театра Сергеем Тимофеевым. Если принять во внимание, что сама пьеса содержит в себе целую россыпь жанровых «проявлений» (от комедии до драмы, от абсурда до любовной истории), то, думаю, и режиссёр, и актёры за­служивают особых аплодисментов: найти в этой разножанровости совершенно особый способ существования на сцене и органично «осуществить» его — право же, дорогого стоит! И, признаюсь, не раз в этом месяце у зрительского «театраль­ного разъезда» довелось услышать удивлённо-восхищённое: «Такое чувство, что актёры Лицейского могут сыграть абсо­лютно всё!..» И сие истиной было. Могут! Ещё как могут!..

…И отдельной строкой о сценографии трёх премьерных спектаклей. Они стали словно своеобразным бенефисом художника Марины Шиповой. Бенефисом ослепительно яр­ким! Никогда ещё маленькая сцена Лицейского не была так сценографически ёмка, красива, метафорична и… простран­ственно огромна! Впрочем, впору говорить и о бенефисах композитора Сергея Шичкина, балетмейстера Натальи Видяскиной, художника-декоратора Ольги Кипятковой…

В общем, браво, команда профессионалов, команда Ли­цейского, всегда молодого талантливого театра! (И лишь удивительно, что не оказалось Лицейского драматического в афише проходящего в Омске Международного фестиваля «Молодые театры России». Удивительно и необъяснимо).

Сергей Денисенко

«Бизнес Курс» №42 / 31 октября 2007 г.