Октябрь – месяц лицейский (Часть 2)
«Надо всё время двигаться вперёд, в направлении освоения профессии, чтобы трудное становилось привычным, а привычное — лёгким».
Вадим Решетников, основатель Лицейского театра
(из интервью 2003 года)
Неповторимо «вкусным» «Гарниром по-французски» (первый из трёх октябрьских премьерных спектаклей Лицейского драматического театра) закончили мы с вами неделю назад разговор о мощно стартовавшем 14-м театральном сезоне «лицеистов». И тут же отправились ещё на две премьеры…
…«Вольные псы». Главное послепремьерное ощущение: страстно ритмичный и драматически-притчевый, необыкновенно музыкальный и пластичный, остросовременный и очень «молодёжный» по своей стилистике спектакль. Очевидно, что для Руслана Шапорина, актёра Академического театра драмы и режиссёра «Вольных псов», поставленных им в Лицейском по мотивам не стареющей уже четверть века повести К. Сергиенко «До свиданья, овраг!», смена названия «первоисточника» была концептуальной. Вольные псы! И как энергетический вызов, и как изначальная режиссёрско-постановочная позиция. Домашние собаки, брошенные хозяевами и находящиеся под равнодушным прессом большого города, становятся псами. Бездомными, но вольными. Становятся стаей. Массой. Овраг — внизу, город — по-над оврагом. В принципе, революционная ситуация: «низы не хотят, а верхи не могут». Не знаю, слукавил или сыронизировал Шапорин, обозначив жанр как «простая история», но одно знаю точно: создание на сцене именно стаи вольных псов слегка затмило на премьерном показе «персонифицированность» персонажей, у каждого из которых своя судьба. От этого и трагедия финала становится пока трагедией «массы», а не отдельно взятых персонажей (эффектная и очень жёсткая сцена уничтожения собак, похожая на концлагерное отравление людей в газовой камере)…
…А третьей новосезонной октябрьской премьерой в Лицейском стал лирически светлый, ироничный, трогательный, с изящными «элементами абсурда» спектакль по пьесе Ролана Топора «Зима под столом», поставленный художественным руководителем театра Сергеем Тимофеевым. Если принять во внимание, что сама пьеса содержит в себе целую россыпь жанровых «проявлений» (от комедии до драмы, от абсурда до любовной истории), то, думаю, и режиссёр, и актёры заслуживают особых аплодисментов: найти в этой разножанровости совершенно особый способ существования на сцене и органично «осуществить» его — право же, дорогого стоит! И, признаюсь, не раз в этом месяце у зрительского «театрального разъезда» довелось услышать удивлённо-восхищённое: «Такое чувство, что актёры Лицейского могут сыграть абсолютно всё!..» И сие истиной было. Могут! Ещё как могут!..
…И отдельной строкой о сценографии трёх премьерных спектаклей. Они стали словно своеобразным бенефисом художника Марины Шиповой. Бенефисом ослепительно ярким! Никогда ещё маленькая сцена Лицейского не была так сценографически ёмка, красива, метафорична и… пространственно огромна! Впрочем, впору говорить и о бенефисах композитора Сергея Шичкина, балетмейстера Натальи Видяскиной, художника-декоратора Ольги Кипятковой…
В общем, браво, команда профессионалов, команда Лицейского, всегда молодого талантливого театра! (И лишь удивительно, что не оказалось Лицейского драматического в афише проходящего в Омске Международного фестиваля «Молодые театры России». Удивительно и необъяснимо).
Сергей Денисенко
«Бизнес Курс» №42 / 31 октября 2007 г.