— Нормально, Евгений? — Отлично, Вениамин!..
Они — из Лицейского… (Звучит — как будто из 19-го века. Оно и понятно: октябрь, Лицей, Пушкин, «Друзья мои, прекрасен наш союз!..»). Они молоды и талантливы, хотя при этом уже — «аборигены»: актёры Омского драматического Лицейского театра, только что открывшего 9-й театральный сезон, Евгений БАБАШ и Вениамин СКОСАРЕВ начинают — соответственно — свои «собственные» 6-й и 7-й сезоны.
И ещё они — из лидеров. Потому что есть «лица необщее выраженье». И чтобы понять это, достаточно просто увидеть любой из спектаклей вечернего репертуара, в которых заняты Евгений и Вениамин: «Комок» или «Скифы», «Молодые люди» или премьерный философско-ироничный водевиль «Татарин маленький», «Дама-привидение» или «Давай с тобой поговорим»…
- Поговорим, Женя-Веня?
- Ну вот, и Вы туда же!.. И в театре постоянно: «Жень-Вень», «Вень-Жень»!.. Мы уже даже что-то новенькое предлагали, например, — «ВЖик»… Да и минусов тут хватает: как случается что-то, значит — «Жень-Вень — на ковёр!» Виноват, не виноват — сразу к нам. Причём «прилетает» ни за что — и сразу двоим.
- Всё. Понял. Перехожу на «персоналии». Евгений, Вениамин, вы сегодня в театре по статусу (и по записям в трудовой книжке) — артисты и педагоги-организаторы. Ваша главная театральная школа — Лицейский. А «первоначальные» дипломы?..
ВЕНИАМИН: — Я по образованию — преподаватель изобразительного искусства.
ЕВГЕНИЙ: — Я выпускник исторического факультета Педагогического университета.
-И вот судьбой, жизнью, работой стал – Театр…
В.: — Это действительно не просто работа…
Е.: — Своеобразный синтез: творить, «вкалывать» — и получать огромное удовольствие от этого. Мы, в принципе, уже второй сезон здесь с утра и до вечера, в буквальном смысле.
— Есть ли некий комплекс в отсутствие «корочки» о «специальном театральном образовании»?
В.: — Лет пять назад, когда мы впервые появились в Доме актёра как участники одного из вечеров, на нас всерьёз вообще не смотрели. «А что они здесь будут делать?», «А что это за Лицейский театр такой?» и дому подобное… Есть ли комплекс? Практика — основа познания. Я встречался со многими выпускниками театральных вузов разных городов, и могу сделать вывод: то, что получено нами от наших педагогов, это школа очень высокого пилотажа: наши учителя — замечательные актёры, режиссёры и педагоги Вера Канунникова, Вадим Решетников, Сергей Тимофеев, Валерий Алексеев…
Е.: — «Корочкой» в нос давно уже не тычут. Всем давно ясно (и видно!): то, что мы получаем здесь от наших педагогов, это самое настоящее театральное образование. Да и предметы, по сути, те же, что в театральных вузах.
— Женя, тебе в декабре — 26 лет, Вениамину в ноябре — 25. И вот я сейчас, как в фильме «Город Зеро» мальчик говорит главному герою, скажу: «В этом городе пройдёт вся ваша жизнь…»
Е.: — Не продолжайте! Больной и провокационный вопрос. Вы как-то в болевую точку попали… Бытует стереотип, что вот, мол, Лицейский театр — детский, чего, мол, не уходишь… На самом деле — и я, и Веня не раз получали приглашения из разных омских театров… Но я совершенно точно знаю: сегодня самое лучшее, «удобное» место для меня как актёра, место для творчества — в Лицейском. Понимаю, что всё это — пока… И если мой творческий рост здесь вдруг прекратится, то я точно знаю: в Омске в театре я работать не буду. Но при этом и другое знаю (точнее, мечтаю): я должен — и хочу! — достичь высокого и хорошего уровня. Тем более, у меня есть замечательный «живой пример»: мы почти земляки с Михаилом Александровичем Ульяновым. Мне бы в идеале хотелось такого же взлёта.
В: — «В этом городе пройдёт вся ваша жизнь»… Это, извините, та правда, которая не всегда полезна. Я немножко по-другому всё это вижу… Я боюсь слово «планы». Мало ли что я планирую! Да, я хочу продолжать свою судьбу только в театре. Сейчас у меня не так много сыгранных ролей, не так много опыта… Я хочу набрать тот багаж, с которым буду нужен везде. Везде! И как только возникнет момент, что вот, мол, скоро мне уже 30 лет, как быть дальше, — вот тогда… Но пока этих мыслей нет. Идёт «набирание опыта».
— Лицейский стал «вторым домом»?
Е: — Да. Дом — это место, к которому у тебя особое отношение. Место, где нельзя… сорить, и в прямом, и в переносном смыслах. Дом — это место, где тебя всегда поймут, где тебя «обогреют». Я чувствую, что в Лицейском у меня есть ниша, которую я должен держать… И если перестану быть в форме, эта ниша у меня исчезнет…
В.: — Мне нравится, как сказал Женя: дом — это когда нельзя и стыдно сорить… Сергей Павлович, а почему фирменный вопрос не задаёте про домового?
— Задаю. Рассказывай.
В.: — Я видел домового, в детстве, в Оренбурге, когда гостил у бабушки. Ночью кто-то сел мне на ногу, я думал — это кошка, открыл глаза — и увидел нечто… непонятное. А бабушка мне рассказывала раньше про домового и говорила, что надо его спросить: «К худу или добру?» А я почему-то спросил: «К счастью или к горю?» И вдруг услышал в ответ: «К счастью!» И он тут же исчез…
— Можете «персонифицировать» домового в доме по имени Лицейский театр? Кто он – ваш художественный руководитель Решетников, или кто-то из педагогов, или, может быть, само Управление культуры?..
В: — Наверное, это обобщённый персонаж, «слепленный» из того, что каждый из нас приносит в этот дом.
Е: — И мне кажется, что если кто-то из нас уйдёт, или мы вдвоём, — «персона» домового станет немного «ущербной». И это — к вопросу о «нише»…
— В общем, как у поэта, помните? «Живите в доме — и не рухнет дом».
Е.: — Согласен.
В.: — Да, это так. Но ещё важнее КАК жить в этом доме. И именно ЖИТЬ, а не существовать…
Они — ЖИВУТ. Живут творчески и азартно в Омском драматическом Лицейском, в Театре-доме, не имеющем аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире. В том самом театре, о котором один из известных екатеринбургских театроведов сказал так: «Самое ошеломляющее впечатление от Омска театрального — Лицейский театр. Город имеет все основания гордиться этим уникальным театром, город обязан беречь и сохранять его!..»
Удачи вам, Евгений и Вениамин! Вам и театру вашему! Ну а если город вдруг «сядет вам на ногу» (как домовой сел на ногу Вене), — вы знаете, что надо сказать. И будет счастье!
Сергей Денисенко
«Ваш Домовой», 24-31 октября 2002 г.