Не отрекаются любя
Спектакль под названием «Комок», поставленный режиссером Вадимом Решетниковым в Лицейском театре, безошибочно нашел своего адресата – зрителя, стоящего на пороге большой жизни.
Признаться, название и спектакля, и пьесы Алексея Спаповского, по которой он поставлен, наводило на малоприятные мысли об очередной «чернушной» истории вроде тех, что потоками хлынули на наши сцены и экраны. Но стоило открыть программку и увидеть предпосланный выходным данным спектакля эпиграф – «Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (от Матф., гл, 9, ст. 29.), это предчувствие безысходности отступило и появилась надежда, что речь пойдет о действительно важных для нынешнего поколения вещах.
Сюжет как будто и не нов. Двое друзей-провинциалов Михаил (Евгении Бабаш) и Николай (Вениамин Скосарев) приезжают в столицу в поисках своего места в заманчивой московской жизни. А впрочем, за чем иным отправляются в стольные города молодые люди, кроме как на покорение этих Олимпов успеха? В чем-то по-провинциальному наивные, в чем-то романтичные и потому несколько растерявшиеся от бешеного темпа большого города, цинизма отношений, жесткости прагматизма.
И где они в итоге оказались? В пресловутом «комке», куда ночью за чем только не забегают: за бутылочкой водки или пива (граждане вполне благопристойные), с целью перехватить деньжат, то продавая куртку, то закладывая душу (граждане, увы, спившиеся), последние два персонажа — Женщина с курткой (Ольга Маркина) и Мужчина с душой (Сергей Косач) – вполне узнаваемы. У «комка» имеется экзотический хозяин Альбертик (О. Малицкий), заговаривающий то с эстонским, то с кавказским, то с украинским акцентом, — эдакая вненациональная материализация патологически жадного собственника. Кстати, находка для роли замечательная, равно как и внезапные (точно черт из табакерки) появления бойкого «комушника» при любом посягательстве на его собственность.
Но вот главная интрига происходящего — появление среди ночи удивительной Прекрасной Незнакомки — существа для парней из маленького казахстанского городка поистине неземного. Даже имя ее необычно — Корнелия (Лидия Заломова). Все лучшее, о чем мечтали друзья, все самое сокровенно-недосягаемое воплотилось в этой очаровательной девушке с аристократическими манерами…
А заканчивается все драматично: мечту из ревности, из зависти оболгали предали, надругались над ней. Потом пришло запоздалое прозрение, раскаяние от совершенного. Но разве растоптанные идеалы не оставляют горький осадок в душе? И чувство невосполнимой утраты, и желание начать все сначала…
Замечательно, что молодые актеры самого молодого в городе театра с прекрасным названием — Лицейский – выходят на сцену с пониманием истинных ценностей жизни, играют искренне и с настоящей отдачей.
И тогда навстречу им открываются сердца и души. И вспоминаешь, что в русском языке слово «комок» имеет и другие значения и оттенки — комок нервов, комок в горле. Вот за эти ощущения хочется сказать и режиссеру спектакля заслуженному артисту России Вадиму Решетникову, и артистам — спасибо! (к сожалению, не видела второго состава, но, зная заявленных артистов, не сомневаюсь, что и они были на высоте). Да и всем, кто работал над последней премьерой. Это: художник по костюмам Лиана Прохорова, художник Игорь Рыбалка, балетмейстер Наталья Коньшина, режиссер-педагог заслуженная артистка России Вера Канунникова.
Людмила Першина
«Новое обозрение», 7 апреля 1999 г.