Не отрекаются любя

Спектакль под названием «Комок», поставленный режиссером Вадимом Решетниковым в Лицейском театре, безоши­бочно нашел своего адресата – зрителя, стоящего на пороге большой жизни.

Признаться, название и спектакля, и пьесы Алексея Спаповского, по которой он поставлен, наводило на мало­приятные мысли об очередной «чернушной» истории вроде тех, что потоками хлынули на наши сцены и экраны. Но стоило от­крыть программку и увидеть предпосланный выходным дан­ным спектакля эпиграф – «Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (от Матф., гл, 9, ст. 29.), это пред­чувствие безысходности отсту­пило и появилась надежда, что речь пойдет о действительно важных для нынешнего поколе­ния вещах.

Сюжет как будто и не нов. Двое друзей-провинциалов Михаил (Евгении Бабаш) и Ни­колай (Вениамин Скосарев) приезжают в столицу в по­исках своего места в за­манчивой московской жизни. А впрочем, за чем иным отправляются в стольные города молодые люди, кроме как на покорение этих Олимпов успеха? В чем-то по-про­винциальному наивные, в чем-то романтичные и потому не­сколько растерявшиеся от бе­шеного темпа большого города, цинизма отношений, жесткос­ти прагматизма.

И где они в итоге оказа­лись? В пресловутом «комке», куда ночью за чем только не забегают: за бутылочкой водки или пива (граждане вполне бла­гопристойные), с целью пере­хватить деньжат, то продавая куртку, то закладывая душу (граждане, увы, спившиеся), последние два персонажа — Женщина с курткой (Ольга Мар­кина) и Мужчина с душой (Сер­гей Косач) – вполне узнаваемы. У «комка» имеется экзоти­ческий хозяин Альбертик (О. Малицкий), заговариваю­щий то с эстонским, то с кавказ­ским, то с украинским акцен­том, — эдакая вненациональная материализация патологичес­ки жадного собственника. Кстати, находка для роли замеча­тельная, равно как и внезап­ные (точно черт из табакерки) появления бойкого «комушника» при любом посягательстве на его собственность.

Но вот главная интрига про­исходящего — появление среди ночи удивительной Прекрасной Незнакомки — существа для парней из маленького казах­станского городка поистине неземного. Даже имя ее нео­бычно — Корнелия (Лидия Зало­мова). Все лучшее, о чем меч­тали друзья, все самое сокро­венно-недосягаемое воплоти­лось в этой очаровательной девушке с аристократическими манерами…

А заканчивается все дра­матично: мечту из ревности, из зависти оболгали предали, над­ругались над ней. Потом при­шло запоздалое прозрение, раскаяние от совершенного. Но разве растоптанные идеалы не оставляют горький осадок в душе? И чувство невосполни­мой утраты, и желание начать все сначала…

Замечательно, что молодые актеры самого молодого в го­роде театра с прекрасным на­званием — Лицейский – выходят на сцену с пониманием истин­ных ценностей жизни, играют искренне и с настоящей отда­чей.

И тогда навстречу им от­крываются сердца и души. И вспоминаешь, что в русском языке слово «комок» имеет и другие значения и оттенки — комок нервов, комок в горле. Вот за эти ощущения хочется сказать и режиссеру спектак­ля заслуженному артисту Рос­сии Вадиму Решетникову, и артистам — спасибо! (к сожа­лению, не видела второго со­става, но, зная заявленных артистов, не сомневаюсь, что и они были на высоте). Да и всем, кто работал над после­дней премьерой. Это: худож­ник по костюмам Лиана Про­хорова, художник Игорь Ры­балка, балетмейстер Наталья Коньшина, режиссер-педагог заслуженная артистка России Вера Канунникова.

Людмила Першина

 

 

«Новое обозрение», 7 апреля 1999 г.