Несвободный «свободный» полёт
(Лицейский театр. Омско-Петербургское эссе)
«Что такое нация? Это культура! Сейчас «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Хотим мы того или нет, мы работаем либо на разрушение, либо на созидание (либо мы просто лежим в гробу).
Мы занимаемся культурой не в «попсовом» варианте. Мы стараемся, чтобы и люди к нам шли, и чтобы уровень культуры был высок, чтобы всегда держалась та «грань», ниже которой нельзя опускаться, потому что ниже – «попса». А «грань» эта лежит в области Культуры, в области Прошлого, того, что наработано человечеством».
(Из монолога B.C. Решетникова. Август, 2001)
В конце минувшего года на «Радио России» вышла в эфир большая обзорная передача о 9-м санкт-петербургском театральном Фестивале «Рождественский парад». По сути, половина всей передачи была посвящена омичам — Лицейскому драматическому театру…
Есть такое понятие: «контекст театральной России». Теоретически омский Лицейский стал «контекстуальным» несколько лет назад, когда был включён в «Реестр государственных театров Российской Федерации». Ну а практически — тут дело посложнее оказалось: почти за десять лет своей творческой жизни — всего лишь первая (!) поездка на крупный фестиваль (и, кстати, если бы не спонсоры, то и этой поездки не было бы).
Но, между тем, слух о театре шёл «по всей Руси великой», чему в немалой степени способствовали и публикации в центральной прессе, и приезжающие в Омск иногородние критики. По сей день памятна фраза, которую не раз «озвучил» известный театровед из Екатеринбурга: «Самое ошеломляющее впечатление от Омска театрального — Лицейский театр. Город имеет все основания гордиться этим уникальным театром, город обязан сохранять и беречь его!» (ау, город! — С.Д.). И практически в унисон вышесказанному — констатация в общероссийской газете «Культура»: «Омский Лицейский, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных акций города во имя будущего, во имя сохранения Культуры».
Стать первой «выездной» (фестивальной) ласточкой выпало на долю недавнего премьерного спектакля «Татарин маленький» по пьесе «драматурга новой волны» Алексея Пояркова. Оригинальный, многосмысловой, ассоциативный и талантливый спектакль, поставленный художественным руководителем Лицейского Вадимом Решетниковым, удачно и органично вписался в санкт-петербургский фестиваль «Рождественский парад», прошедший во второй половине декабря минувшего года под эгидой Министерства культуры России, Комитета по культуре Санкт-Петербурга и санкт-петербургского отделения Союза театральных деятелей России и под девизом «Новые театры. Новые формы. Новая драматургия».
Около 20 профессиональных театров из разных городов и весей (Вологда, Москва, Рязань, Санкт-Петербург, Сыктывкар и др.). Весомое «московско-питерское» жюри. В общем, — «театральный контекст». И в него буквально ворвался, ошеломив всех, омский спектакль-фантасмагория «Татарин маленький», показанный на сцене петербургского театра «Приют комедиантов».
Сны и реальность, видения и явь, век 19-й и век нынешний — всё смешалось в доме провинциального помещика Коляя Коляича (Вениамин Скосарев) с нежданным приходом «стремительной и уставшей женщины» (Юлия Швец) и «бывшего красавца» (Евгений Бабаш)… Но в стремительном, ярком и ироничном калейдоскопе всех мыслимых и немыслимых сюжетных перипетий, да ещё с участием аж самого полицмейстера (Владимир Бельдиян), самым ослепительными «стёклышками» стали темы любви и «совести в бессовестном мире».
В принципе, получилось даже так, что Лицейский драматический сделал мощный «пиар» драматургу: Поярков был награждён за пьесу специальным дипломом.
А в «победный актив» Решетникова добавился Диплом за высокий профессиональный уровень режиссуры и педагогическую деятельность (факт не менее значимый, чем двухлетней давности оценка подвижнической работы основателя и художественного руководителя Лицейского театра, когда на главном Омском театральном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа» он стал Лауреатом в номинации «Специальный приз жюри. СВОЁ ДЕЛО»).
Но одним из главных ошеломлений для участников, гостей фестиваля, членов жюри стали «лицейские актёры». Как говорится, — всеобщий вздох изумления, когда узнали, что у них нет дипломов о театральном образовании.
Недавно, разговаривая с ведущими актёрами Лицейского Евгением Бабашем и Вениамином Скосаревым (по образованию, соответственно, — преподаватель изобразительного искусства и педагог-историк, а по главной профессии — артисты), задал «провокационный» вопрос: есть ли, мол, некий комплекс в отсутствие «корочки» о специальном театральном образовании? Вот как они ответили:
— Есть ли комплекс?.. Практика — основа познания. Мы встречались со многими выпускниками театральных вузов разных городов, и вывод таков: то, что получено нами от наших педагогов, это школа очень высокого пилотажа; наши учителя — замечательные актёры, режиссёры и педагоги! «Корочкой» в нос давно уже не тычут. Всем давно ясно (и видно!): то, что мы получаем здесь, это самой настоящее театральное образование. Да и предметы, по сути, те же, что в театральных вузах.
К вопросу о «корочках»: кто-то на обсуждении фестивального спектакля, на уровне реплики, но «тыкнул» отсутствием оных. На что известнейший театральный критик из Москвы сказал: «Играет-то на сцене не бумажка, а человек. И сколько их, талантливейших, и даже великих российских актёров, — без дипломов!..»
Некой «ситуации» в этом действительно нет никакой. А есть, как говорит Решетников, лукавство. Впрочем, слово Вадиму Станиславовичу:
— Идёт разговор в Санкт-Петербурге о нашем шатре. Слушаю, радуюсь за своих актёров: все говорят об их высоком профессионализме, об очень хорошей энергетике, об их большом будущем, о прекрасной технике речи (отмечая и музыкальность, мелодику речи, и отсутствие какого бы то ни было «сибирского говора»). И вот — изумление: нет, мол, специального театрального образования. Ну не лукавство ли?! Что значит — нет? Они в театре уже пять-шесть лет! И если, скажем, я за четыре года в Новосибирске могу выпустить актёрский курс, то что, здесь за шесть лет я не смогу сделать то же самое?
И — делает! Актёрский конкурс в Лицейский такой, что отечественные театральные вузы «могут отдыхать». А если для кого-то «корочки» принципиальными оказываются, то никаких проблем не возникает, ибо «свободный человек» — культовое понятие в Лицейском.
Ещё раз — цитата «из Решетникова»:
— Свободный человек — это человек, имеющий выбор. Вот получают мои артисты дипломы «нетеатральных» институтов — и у них снова выбор появляется. Театр? Так пожалуйста! И, кстати, наши лицеисты сегодня — в театральных вузах и Москвы, и Петербурга, и Новосибирска!..
… После фестиваля выстроилась за единственной видеокассетой с записью «Татарина маленького» целая очередь режиссёров и критиков из разных городов. Идут письма в театр: просят прислать видеозаписи и других спектаклей – «Комок», «Молодые люди», «За чем пойдёшь, то и найдёшь»… Другими словами, в уже упомянутом «контексте» Лицейский стал неотъемлемой составляющей. Начали поступать приглашения на конкурсы и фестивали различных уровней. «Вадим, — говорю, — вот вернулся ты из Питера, счастливый, «на волне» огромного интереса к Лицейскому, а здесь — всё как и раньше: опять денег нет, опять «хождения по мукам», бишь по чиновникам…»
— Это, увы, привычное состояние. Знаешь, что сказал драматург Алексей Поярков, когда мы с ним познакомились и он узнал о нашем «омском бытии»? А сказал он так: «Если б я знал, какие вы замечательные и как трудно вы живёте, то я бы с вас вообще гонорарных денег за пьесу не брал!»
Но всё же самое главное в другом. Главное — продолжать «учиться, учиться и учиться». Надо всё время двигаться вперёд, в направлении освоения профессии, чтобы трудное становилось привычным, а привычное — лёгким. А бегание по чиновникам… Грустно это. Денег нет — грустно…
Не умею я выстраивать отношения так, чтобы жить было легче: не хочу я никаких арендаторов в театр пускать, не хочется мне плату за обучение брать, не хочется деньги, которые зарабатывают ребята, пускать на ремонт. А те управленцы, от которых судьба театра во многом зависит, только и говорят: ищите спонсоров…