Неделя честных разговор

В ОМСКЕ ПРОШЁЛ VI ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ МОНОСПЕКТАКЛЕЙ «ЧАТ»

Спектакль-перформанс, спектакль-вербатим, спектакль-импровизация, постановки театров кукол с отсутствием кукол, спектакль на китайском языке без перевода – такой сложилась афиша очередного фестиваля «ЧАТ» (Честное Актёрское Творчество). Он прошёл на сценах Лицейского театра, Дома актёра и «Арлекина» с 1 по 6 апреля. Всё перечисленное было на омском фестивале впервые, хотя специально удивлять зрителя здесь не является целью.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

– Мы всегда формируем афишу, исходя из одних и тех же принципов: художественной ценности и целостности спектакля и внятности высказывания, – пояснила координатор проекта Дина Углирж. – Мы не стремимся специально включить в афишу такой спектакль, какого ещё не было. Просто в этом году нам захотелось, чтобы у нас были и современные постановки, которые привлекут молодёжь, и что-то более традиционное. Мне кажется, у нас это получилось.

Фестиваль открыли спектакли москвичей: «Сон смешного человека» по рассказу Ф.М. Достоевского Театральной лаборатории «КукLab» и автобиографический спектакль Дины Корзун (звезды фильма «Страна глухих») «Как я пришла в сознание». Совершенно разные, спектакли оказались неожиданно созвучны: их герои от равнодушия и эгоизма приходят к состраданию, к пониманию и принятию главных законов мира. «Вот если бы сейчас все сразу захотели, всё бы сразу и устроилось», – говорит герой Достоевского в исполнении Николая Рингбурга. «КукLab» – театр кукольный, но в руках актёра вместо кукол спички, и «управление» ими филигранно.

Проект Саратовского театра кукол «Теремок» ЛАК (Лаборатория Актуальной Куклы) тоже исследует новые возможности сценического существования для кукольников, а также и новую драматургию. Спектакли, созданные в рамках проекта – «Друг мой» по пьесе Константина Стешика и «Быть Пенелопой» по роману Олега Ивика, были показаны во второй фестивальный день.

«Друг мой» – абсолютно житейская история, но у актёра и режиссёра Алексея Усова она превращается в философскую притчу в духе романов Стругацких и Брэдбери. Два друга вышли ночью на улицу, чтобы «стрельнуть» сигарету, а нашли раненого человека под фонарём, потом встретились с другим – страдающим от физической и душевной травмы. Пройти мимо или принять участие в чьей-то судьбе? Кукол здесь опять заменяют предметы. И то, как хрупка человеческая жизнь, реально ощущаешь в хрусте смятой жестяной банки.

«Быть Пенелопой» – самостоятельная работа актрисы Светланы Усовой. Она лепит кукол из глины на глазах у зрителей и рассказывает о том, как в ходе раскопок на острове Итака был обнаружен дворец царя Одиссея. Там, в подвале, оказались глиняные таблички с текстом. Возможно, это дневники его жены Пенелопы. И современная женщина пытается постичь ту, которая много веков назад самоотверженно ждала своего мужа. Пытается понять, что такое быть Пенелопой.

В ОБЩЕЙ ТЕМЕ

В фестивальных спектаклях было много пересечений, которые высветили некую направленность. В основном это были так называемые «мужские» и «женские» истории, и практически в каждой из них герои искали себя, путь к тому, что им по-настоящему дорого. И каждая была доверительным разговором со зрителями.

Дорогу домой искала непутёвая Бибинур, героиня одноимённого спектакля Каменск-Уральского  театра «Драма номер три» (актриса Анна Котомина). Из грубой, недалёкой «кочевницы» по жизни она вдруг превращалась в хрупкую, беззащитную девочку, тоскующую по маме. И покидала нелепый аниматорский костюм, как покидает кокон бабочка с ещё слипшимися, неспособными к полёту крылышками.

О том, как по дури потерял самого дорогого человека, рассказывал герой Дениса Моисеева в спектакле «Исповедь дурака» (театр «Возможно», Санкт-Петербург). Трагизм ситуации до времени прятался им за клоунадой, пантомимой, смешными образами, но вдруг обрушивался сознанием неповторимого.

НЕСКУЧНЫЙ ЖАНР

Роскошный байопик о жизни Коко Шанель показал Сургутский музыкально-драматический театр (моноспектакль Дарьи Дзюненко «Сама. Коко Шанель»). С традиционным по- этическим спектаклем «Русский огонёк» по творчеству Николая Рубцова выступил актёр Нового художественного театра из Челябинска Александр Майер. А вот «Вечер современного искусства» объединил формы далеко не традиционные: пластический спектакль «Манифест к русскому перформансу» Софьи Валиуллиной (Челябинск) и  спектакль-импровизацию «Давай на ты» Анжелины Карелиной (Санкт-Петербург). В одном актриса с иронией высмеивала надуманность некоторых современных постановок, в другом пыталась построить спектакль из под- кинутых зрителями реплик (и вещей). Первое местами было весело и остроумно, второе – немного коряво. Но… попробуйте сами.

Спектакль-вербатим (состоящий из реальных интервью) «Бедная Катька» Ольги Но- вицкой (Ульяновск) показал, как нынешние школьники воспринимают классику, в частности пьесу А.Н. Островского «Гроза». Рассуждения юных особ и смешат, и удручают. Сюрпризом для зрителей стал спектакль на китайском языке «Ширли Валентайн», к которому обещали субтитры, но таковых не оказалось. Впрочем, история, которую актриса Ли Синьсюй (Санкт-Петербург) буквально достаёт из чемодана в виде обуви, понятна и без перевода: любовь, которая была у героини ещё с детства, брак, семья, рождение ребёнка, ссоры, расставание. И вдруг – радость от обретённой свободы, возможности жить для себя, осуществить давнюю мечту о путешествии. Об этом Ли Синьсюй говорит, уже свободно перейдя на русский, чем вторично изумляет публику.

– Четырнадцать коллективов приехали из разных уголков страны, четырнадцать актёров в течение недели выходили на подмостки, – подытожил на закрытии фестиваля его художественный руководитель Сергей Тимофеев. – Зритель очень внимательно следил за тем, что происходит на сцене, пробуя на вкус экзотическое блюдо под названием «моноспектакль». Очевидно, многое понравилось, судя по долгим аплодисментам и крикам: «Браво!» Каким фестиваль будет в следующий раз, покажет время. Но какие бы формы ни принимал фестиваль, главное в нём – это любовь. К творчеству, к зрителям.

Экспертный совет, состоящий из известных театроведов и критиков, традиционно вручил всем участникам VI фестиваля  моноспектаклей «ЧАТ» дипломы с индивидуальной формулировкой для каждого. А наше журналистское жюри отметило в этом году два спектакля: «Друг мой» и «Бибинур». За особую искренность, пронзительность и открытие важного в простом.

Эльвира КАДЫРОВА

«Четверг», 11 апреля 2024