На омский «ЧАТ» привезли лед из Екатеринбурга

Накормили картофельным супом, рассказали историю Маши и ботинка, спасли утопающего, познакомили с курьером. В Омске продолжается Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», открывшийся 1 апреля.

Пятый по счету фестиваль 1 апреля открыл экс-артист омской «Галерки» и «Пятого театра», а ныне Свердловского государственного академического театра драмы Антон Зольников. В церемонии открытия приняли участие почетные гости: с приветствием к собравшимся на Камерной сцене Омского театра драмы обратилась заместитель мэра Инна Елецкая, посмотреть спектакль также пришли директор департамента культуры Олег Федоренко и экс-директор этого же департамента Владимир Шалак и др.

Член экспертного совета Сергей Денисенко окрестил открывшего «ЧАТ» Антона «талисманом фестиваля»: пять лет назад этот же артист открывал самый первый «ЧАТ» моноспектаклем по рассказам Шукшина «Хомо чудикус».  На сей раз Зольников привез постановку по рассказу Лескова «Человек на часах» — о солдате Постникове, вставшем перед выбором между армейским долгом (часовой не имеет права покидать пост!) и спасением жизни человека, тонущего в водах Невы.

Солдат делает выбор в сторону души. А дальше по тексту мастер-сатирик Лесков пишет череду «государственных мужей»: один ловко заминает (иначе и не назовешь) эту историю с вопиющим нарушением устава, другой присваивает себе подвиг солдата, а третий велит наказать часового — двести розог до кровавой спины. Писатель рассуждает о душе и о прегрешениях земных, и создатели спектакля предлагают зрителю тоже подумать над главной темой русской классической литературы — о земном и небесном.

Мастерство режиссера и художника Владимира Кравцева и талант артиста Антона Зольникова сумели сделать этот сложный текст очень театральным: у каждого действующего лица рассказа — свои речевые характеристики и внешняя деталь образа, и из одного героя в другого артист перевоплощается мгновенно. Маленький спектакль получается масштабным: по глубине поднятой темы, по своей насыщенности символикой, по концентрации философских мыслей.

Артист не щадит себя в буквальном смысле слова: он ныряет в воду, хватает ртом палки, ходит босиком по льду. Лед, кстати, не местный — его Свердловская драма привезла из Екатеринбурга. Наморожен он особым способом: огромный кусок льда с отверстием играет определенную роль в сценографии спектакля, так что театр, гастролируя с «Человеком на часах», каждый раз везет за собой этот лед в специальном контейнере.

— Мы вместе с режиссером спектакля Владимиром Кравцевым и педагогом по речи Татьяной Перминовой достаточно долго искали автора — мы уже не первый делаем моноспектакль этой командой, у меня в репертуаре есть по Чехову, по Шукшину. И я предложил Лескова, — рассказал Антон Зольников. — Мы с Владимиром Анатольевичем месяца два работали над абсолютно другим рассказом Лескова — «Железная воля» — и никак не могли найти адекватные сценические средства, чтобы раскрыть эту многослойную прозу. В какой-то момент уже не знали, что делать, и я принес этот рассказ «Человек на часах». Владимир Анатольевич в этот же день позвонил мне, сказал: «Знаешь, что… будет вот так: лед, прорубь. Работаем!»

После спектакля «первооткрыватель» ЧАТа услышал мнение омичей и приглашенных экспертов о своей работе. В этом году все обсуждения спектаклей «ЧАТа» проходят в открытой форме: зрителям предоставляется право поделиться своим впечатлением или задать вопросы исполнителю, а также выслушать мнение экспертов фестиваля. На пятом «ЧАТе» в состав экспертного совета вошли ведущий московский театральный критик Павел Руднев, завлит Академического русского театра Республики Башкортостан Елена Попова и омский поэт, журналист, театральный критик Сергей Денисенко.

Второй фестивальный день, воскресенье, 2 апреля, подарил зрителям большое разнообразие форм и жанров. Открылся этот день с интерактивного кулинарного шоу «Картофельный суп» — актриса нижегородского детского театра «Вера» Анастасия Дудоладова рассказала маленьким и большим зрителям о здоровом питании и сварила на сцене настоящий суп, которым угостила зрителей. Следующим моноспектаклем стала исповедь с двух ракурсов «Ботинок, Маша и прочие вещи» в исполнении омского артиста Алексея Горбунова. На фестивале Алексей представил театр «ЦСД-Омск», в репертуаре которого идет этот спектакль, по профессии же он кукольник, по месту службы — артист «Арлекина». В руках зашедшего в «ЧАТ» кукольника ожили вещи — и рассказали историю о том, как люди любили, теряли, переживали и были счастливы.

Завершился второй фестивальный день трагикомедией «Курьер» независимого объединения из Санкт-Петербурга «Текст-театр». Загадочную историю про курьера, который доставляет нечто большее, чем пиццу или осетинские пироги, зрителям представил артист Михаил Кудрин — он же автор этой пьесы, победившей на Международном конкурсе драматургов «Евразия-2022».

Всероссийский «ЧАТ» продолжается: сегодня в афише — посвящение Марине Цветаевой «Роман с собственной душой» Брянского театра драмы им. А.К. Толстого, а также моноспектакль от хозяев фестиваля: Дон Жуан в исполнении артиста Лицейского театра Ивана Мельникова. Следите за событиями фестиваля на нашем сайте.

Татьяна Попова

Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 3 апреля 2023

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/na-omskij-chat-privezli-led-iz-ekaterinburga-foto/