На волнах Лицейского вещает «Как бы радио», или «День радио» с поющим балетмейстером

Лицейский театр 7 октября открыл 18-й сезон премьерным спектаклем «День радио». Режис­сер Владислав ПУЗЫРНИКОВ поставил комедию по известной пьесе «Квартета И», не подозревая о ее популярности. И старый спектакль звучит — в прямом смысле — на новый лад: спецхиты, написанные специально для омской постанов­ки, исполняет… балетмейстер театра Дмитрий ТАТАРЧЕНКО.

 


Владислав Пузырников рань­ше и не подозревал о существо­вании популярной пьесы столич­ного комедийного «Квартета И» (по ней, кстати, и фильм снимали —     режиссер его тоже не видел). Сценарий попал ему в руки, ког­да встала задача: сделать новый спектакль, желательно комедий­ный, легкий, чтобы зритель при­ходил посмеяться и отдохнуть.

— Пьесу «День радио» мне посоветовал давний друг и кол­лега по театру драмы Олег Теплоухов, — рассказал режиссер.

— Я ее прочитал, она совпала с моим представлением о том, что требовалось. Плюс увидел, что там много можно попробовать того, чего я раньше не делал: интересное решение с разными музыкальными группами, живое исполнение. И только в процессе работы я узнал, что это очень из­вестная пьеса. Но назад дороги не было — надо только вперед!

 

Монтировщики с гитарами

Вперед спектакль двигают не только режиссерские наход­ки и харизматичные актеры. На волнах омского «Как бы радио» звучат придуманные лицеиста­ми новости и рекламные блоки, а все песни, которые исполняют со сцены приглашенные в радио­студию группы, написаны компо­зитором Сергеем Шичкиным на стихи актера Олега Теплоухова. В роли всех групп — музыканты коллектива «Водомерка».

— Наша группа существует около года, — рассказал удар­ник Данил ВАГАНОВ. — Мы все — из технической службы Ли­цейского театра: я и Захар Череватюк монтировщики сцены, а Дима Бугаев работает здесь звукооператором.

— Только я в театре не рабо­таю, — подключается к беседе клавишник Андрей САПФИ­РОВ. — Но раньше тоже был в технической службе, здесь с ре­бятами и познакомился.

 

Соло от балетмейстера

Оригинальное название «Во­домерка» парни позаимствова­ли вовсе не у насекомого. На цо­кольном этаже Лицейского возле мастерских есть маленький за­куточек. Он называется «Водо­мерный узел», в народе просто «водомерка». Решили: что тут выдумывать, когда название – вот оно, в стенах театра! Так и играют по омским клубам: с «театральным» названием на афишах. На театральных подмостках группа дебютировала с новым вокалистом. На разные лады и стили пел мастер на все руки, ноги и голоса — балетмейстер театра Дмитрий ТАТАРЧЕНКО, уже знакомый нашим читателям и поклонникам Лицейского по роли Автора в спектакле «Еще раз про любовь» (постановка Руслана Шапорина). Теперь от драматической роли хореограф перешел к вокальным паро­диям.

— Все эти роли — не моя иници­атива, всё режиссеры предлага­ют. Я-то как раз наоборот, всяче­ски пытаюсь себя притормозить, — смеется балетмейстер. — Но все время меня во что-то такое втягивают! Вокалом я никогда не занимался: семь лет музыкаль­ной школы по классу скрипки не в счет. Но для себя пел всегда, и гитару периодически со стены снимаю. Кто первый предложил мою кандидатуру на роль вока­листа, я сейчас не вспомню, но это действительно получилось как-то само собой. Режиссера спросили: «Ты будешь сохранять форму концертной студии, куда будут приходить разные груп­пы?» — «Конечно, хотелось бы».

«А кто же тогда будет петь?»

«А кто у нас поет?» — и кто-то сказал: «Хореограф у нас поет!» Посмеялись, похихикали, а по­том Влад ко мне подошел и се­рьезно спросил: мол, ты что, правда поешь? Тогда давай про­буй, посмотрим, что получится! Вроде неплохо получилось… Для меня даже некоторая неожидан­ность. Все, конечно, надеялись, что спектакль получится инте­ресным, но он получился еще удачнее, чем предполагали. И во многом благодаря режиссер­ским находкам, которые отлича­ются от оригинала — тем и инте­ресны. Я очень доволен работой и очень горжусь Владом.

 

Я узнаю вас в гриме!

Среди находок есть те, кото­рые раскрывать перед читате­лями не с руки: не хочется быть пресловутым героем анекдота, рассказывающим читателю де­тектива, кто же все-таки пре­ступник. Преступников, есте­ственно, в «Дне радио» никаких не ждите, но «фишки» поискать в спектакле каждому будет инте­ресно. Пожалуй, упомяну только одну находку лицеистов, с кото­рой связаны сладкие творческие муки.

Те, кто видел спектакль в исполнении комического теа­тра «Квартет И», помнят, что в лице приглашенных в радиосту­дию музыкантов (в оригинале их играют «Несчастный случай» или «Бобры») пародировались едва ли не конкретные группы. Правда, премьера столичной по­становки произошла в 2001 году и за десять лет кое-что на музы­кальном олимпе поменялось. А посему перед омичами встала задача: создать шаржи на груп­пы и направления, которые акту­альны сейчас. Многое, конечно, осталось с прошлых лет: та же вечная попса или авторская пес­ня. И образы Татарченко с ходу узнаваемы, в чертах первого -ярко выраженный социальный бунтовщик а-ля Шнур из «Ленин­града». Некоторые направления добавили, а кое-что в процессе работы поменялось на противо­положное.

— Например, группа, которая в нашем спектакле называется «Не до конца грешные», долгое время должна была быть чем-то вроде «Линды» — по звуку и по образу, — рассказал Дмитрий Татарченко. — А потом мы заду­мались: ну никак наши «греш­ные» не отражают этот стиль. И потом, у нас получилась во всем наборе единственная группа с женщиной-вокалисткой — и что, гримировать меня, что ли, не­бритого? В итоге мы не стали делать акцент на какой-то кон­кретной группе и ушли в дру­гую сторону. Получилось нечто среднее между «Мумий Трол­лем» и «Сплином», такой шарж на неорок.

 

Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск-Неделя», 12 октября 2011 г.