Наперекор мирским стихиям
Куда ж нам плыть? Да и на чем? Корабли, увлекавшие юношей в гулкие дали, один за одним погружаются в реку забвения. И уже не осталось на белом свете необитаемых островов.
А чего же еще искать в этом мире? Денег и власти, любовных судорог, успехов в коммерции и политике? Сладкий товар, но, увы, скоропортящийся. Творчества? Да. Но оно издыхает — утверждают художники и мыслители. Слово молчит и музыка глохнет. «Уходят в последнюю осень поэты». А звезды эстрады цветут и пахнут. Искусство, от века не презентабельное, становится частью хлеба и зрелищ. И украшает столы «новых русских».
Вот и классик Айтматов в программе «Час пик» толкует об «угасании человечества». И Д. С. Лихачев, наша правда и совесть, предрекает, что мы доживаем последнее. И светила науки собирают симпозиумы и делают вывод: осталось три года».
У человечества — мертвый сезон. А в Омске — открытие нового театра. В круговерти минувших веселий и радостей событие это осталось почти неприметным. Между тем, оно-то и было главным (да простят нас любители долгого бега). Дело в том, что Лицейский Муниципальный — явление особого рода и свойства. Второго такого в России нет. «Да и в мире, пожалуй», — между прочим заметила, поздравляя коллег, директор ТЮЗа В. Соколова. И пояснила: «Конечно же, школьных театров на свете много. Но играют они где и как придется, а такое здание им и не снится».
Город отдал Лицейскому дом на Красном пути под номером 18. Прежде там размещались спортивные секции. От них театру осталось строение, ни на что не похожее ни внутри, ни снаружи. Куда бы не глянул — всюду были следы упадка и запустения. За последние месяцы, не без помощи местных бюджетов и спонсоров, домик сей совершенно преобразился. Теперь он похож и на лицей, и на театр. И не просто похож, а вполне соответствует их первородному смыслу и облику, канонам и старой, и новой архитектуры.
На открытие прибыли губернатор и мэр. Было много до боли знакомых лиц из кругов чиновничьих и нейтральных. Худрук театра Вадим Решетников волновался, как новичок на сцене. Признался, что никогда в своей жизни не испытывал ничего подобного. МЛТ для него значит много больше, чем собственная сценическая карьера.
Театр был полон и ложи блистали. Премьера «Беды от нежного сердца» вызвала бурю эмоций, оваций — особливо у тех, кто сидел в первом ряду. Ребята играли чисто и вдохновенно. От нежного сердца и ныне беда. Да и от грубого нет проку. Интеллигенция и пролетариат жуют один хлеб и пьют одну воду. До театра ли нам, да и к тому же лицейского?.. Но местные власти на сей раз правы: жить все-таки лучше, чем выживать. Не все «лицеисты» станут актерами. Но там, на сцене и за кулисами, они будут расти и постигать жизнь. В ее удивительных проявлениях — любви, благородстве и бескорыстии. И потом много лет им будет что вспомнить…
Ходишь по улицам, смотришь изредка в небо. Не видать над городом воздушных фрегатов. Но смутно белеет какой-то парус одинокий.
А еще этот театр похож на Ноев Ковчег. Кого же спасать нам, если не их, таких красивых и ясноглазых.
Георгий Бородянский
«Московский комсомолец», 7 августа 1997 г.