«Найти себя в себе самом и не терять из виду!..»
(«Экспертно» – про V Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ»)
Фестиваль «Чат» сохраняет хороший уровень и интенсивность работы. Здесь можно посмотреть очень разнообразные спектакли и в отношении жанров, и литературы. Новой и существенной инициативой стали обсуждения вместе со зрителями; таким образом, фестиваль выполняет и просветительскую функцию, становится формой образования, работой на будущее.
(Павел РУДНЕВ, член Экспертного совета фестиваля, театровед,
кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и Высшей школы деятелей сценического искусства имени Г.Г. Дадамяна,
помощник ректора Школы-студии МХАТ)
Для меня 5-й фестиваль «ЧАТ» – уже третий: посчастливилось быть и на 1-м в 2019 году, и на 3-м в 2021-м. Однозначно и бесспорно:
фестиваль набирает силу, значимость и авторитет!
(Елена ПОПОВА, член Экспертного совета фестиваля, театровед из Уфы, зав. литературной частью Академического русского театра Республики Башкортостан)
Долго придумывал заголовок для этого материала. Хотелось сформулировать то главное, общее, что проступало в каждом из 12-ти фестивальных спектаклей (как, скажем, год назад тема одиночества человеческой жизни словно пронизывала «ЧАТовские» спектакли). И как озарение – в памяти всплыли строчки Александра Трифоновича Твардовского:
«Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду!»
Найти себя – и не терять… Да, именно это было в каждом персонаже моноспектаклевых показов, начиная с первого – «Человек на часах» по одноимённому рассказу Николая Лескова: выворачивающий твою душу спектакль, поставленный в Свердловском государственном академическом театре драмы Владимиром Кравцевым. И это была более чем высокая планка, заданная всему фестивалю «нашенским» актёром Антоном Зольниковым (ну а как же не нашенский, если в творческой судьбе нынешнего екатеринбуржца Зольникова были омские «Галёрка», «Пятый театр»!). И было ощущение, что история повторяется: первый, только что рождённый в 2019-м «ЧАТ» тоже открывал Антон, и его моноспектакль «Хомо Чудикус» с шукшинскими «чудиками» тоже задал планку. Тогда, четыре года назад, формулировка в специальном дипломе у Зольникова была «За высокое актёрское мастерство». Формулировка в нынешнем дипломе – «За многогранное воплощение русского характера». Ну а сейчас я с удовольствием передаю слово моим коллегам по Экспертному совету (их регалии обозначены мною в цитатном эпиграфе материала), для которых «Человек на часах» так же, как и для меня, стал событием.
Елена Попова: «Это один из самых значимых для меня спектаклей на фестивале. По высшему пилотажу – профессиональный, созданный режиссёром, созданный художником, сыгранный актёром. Здесь всё сошлось воедино, всё связалось-соединилось, и «красный нитью», которая проходит через весь спектакль, стала мысль об обнажённости и безоружности человека перед безликой силой закона, о мужестве человека, о стойкости его души, о способности пережить всё ради долга, ради собственных внутренних убеждений… Духовный стоицизм, от которого герой спектакля лесковский Постников (а вместе с ним и актёр Антон Зольников) не отказываются, несмотря ни на какие сложности, трудности, трагические повороты судьбы».
Павел Руднев: «Рассказ Николая Лескова – о христианине, мученике за человеков, где решаются вопросы взаимодействия человека и государства, конфликт любви и закона, Ветхого завета и Нового. В работе, в которой художник Владимир Кравцев выступил как режиссёр, артист существует в метафорическом визуальном пространстве, где среди бытовых предметов размещены символы православной культуры».
А уже упомянутый зольниковский диплом из 2019-го аукнулся на V «ЧАТе» с дипломом, который был вручён актёру театра и кино Андрею Финягину, сыгравшему моноспектакль «Иностранец» по рассказу Леонида Андреева в режиссуре Льва Шелиспанского (Москва, театр «Школа драматического искусства»): «За любовь к русской классике и высокое актёрское мастерство»… И я словно проходил бок о бок с артистом нелёгкую путь-дорогу к своей Родине, и не терял, как и он, себя из виду, и даже великие строчки из давней-давней пьесы Гельмана вспоминал: «Любить Родину – это не берёзки целовать, а помогать, поддерживать самых честных, самых преданных людей, когда им бывает трудно! Они – Родина!..». И не могу не процитировать слова Павла Руднева (прости, Павел, за частое цитирование тебя) об «Иностранце»: «Этот спектакль показал тончайшую культуру художественного чтения (актёр Андрей Финягин – с последнего курса Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ) и выразительность пластики, почти хореографический номер, растянутый на всё пространство зрелища».
…Немножко статистики. Апрель 2023 года, с 1-го по 6-е. V Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». В этом году учредители и организаторы фестиваля (Драматический Лицейский театр и департамент культуры Администрации города Омска) получили 75 заявок из 42-х городов России и зарубежья. В итоговой афише – 12 спектаклей из 10-ти городов (да даже перечислять – удовольствие: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Казань, Нижний Новгород, Магнитогорск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Омск!).
Спектакли мелькают в памяти – как камешки в калейдоскопе. И очерёдность их показов (в начатых описаниях) я уже нарушил. Вот как сейчас снова нарушу, пора ведь уже и к Омску перейти! «Исповедь с двух ракурсов» – таков жанр спектакля Центра современной драматургии по пьесе Ирины Горбуновой в режиссуре Ярослава Максименко и в исполнении Алексея Горбунова. А Алексей, как это знают омские театралы, – актёр нашего «Арлекина» (и вот почему, кстати, мы обнаружим в спектакле элементы сугубо «театрально-кукольных» приёмов). А уж название спектакля «Ботинок, Маша и прочие вещи», думается, уже само по себе объясняет, что воспоминания о любимых приходят к нам и через предметы… Диплом молодому Лёше Горбунову – «За умение оживлять бытовые вещи». Дальше и выше, Алексей!
Ну а молодой артист Лицейского театра Иван Мельников был отмечен дипломом «За молодую энергетику в воплощении старого мифа». Это за моноспектакль «Дон Жуан» по Байрону, который был «импровизацией на свободную тему» (жанр, придуманный режиссёром Сергеем Тимофеевым). Случилось? И да, и нет. Мне кажется, что тема была слишком… свободной, и каждый зритель пытался выискать в спектакле свою собственную тему. Я тоже выискивал. Но в итоге, как когда-то Лермонтов, пришёл к мысли: «Нет, я не Байрон, я другой!..». Но за умение воспитывать молодых актёров на классике – браво, худрук Лицейского Сергей Родионович!
Итак, возвращаемся к «иногородним». А их тут целая очередь! И становится стыдно, что в материале я всё – об актёрах-мужчинах… Ну-с, вперёд, Ваши Величества Женщины!..
Ах, как она была хороша и прекрасна – Кристина Корзникова, актриса Брянского театра драмы имени А.К. Толстого, в потрясающем альянсе с Мариной Цветаевой (да ещё будучи при этом – режиссёром и автором инсценировки)! И как будто Цветаева ожила… И это надо было слышать и видеть (впрочем, слышать и видеть надо было абсолютно все «ЧАТовские» спектакли), как проступал на сцене «Роман с собственной душой» (название моноспектакля). «Линией береговою // скоро ль память отошла // обо мне, плавучем острове?..». Спасибо, Кристина, за возвращение «плавучего острова» Цветаевой! Цитирую диплом: «За актёрскую исповедальность и глубину проникновения в образ»!».
А в дипломе, который был вручён актрисе театра и кино Надежде Беловой, начертано: «За самоотверженную актёрскую передачу женского опыта». Это был добрый, тёплый, лиричный моноспектакль, представленный столичным Центральным Домом актёра имени А.А. Яблочкиной, «Искусственное счастье» по рассказу Виктории Токаревой «Звезда в тумане» (режиссёр и автор инсценировки – заслуженная артистка России Наталья Тимофеева). Белова Надежда подарила надежду обрести счастье. Спасибо, Надя!
…А потом с неба упадут три яблока: одно – тому, кто видел, другое – тому, кто рассказал, а третье – тому, кто слушал и верил в добро. Я видел, слушал и верил в добро, которое дарила зрителям прекрасная актриса Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина Марина Крюкова, чуть ли не превратившая меня в жителя маленькой армянской деревушки Маран, той самой, жители которой стали главными персонажами замечательной повести Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» (автор инсценировки и режиссёр – Елена Лукманова, художник – Александр Яковлев). И на сцене, казалось, всё было одушевлено: люди, животные (ангелы-хранители!), деревья, цветы… И всё было театрально, но… Но порой – «литературно». И в формулировке наградного диплома для актрисы это было отражено: «За пронзительность актёрского существования в литературном театре». Аплодисменты Марине!
И ещё (пока не забыл) – аплодисменты зрительскому жюри. Ах, как активны они были на обсуждениях спектаклей! И как это было здорово! Ну и уж к слову – их главное решение: специальным призом зрительского жюри «Бурные овации» был награждён актёр Тюменского большого драматического театра Дмитрий Куклев за авторский (абсолютно авторский!) спектакль «Пара, но я»; а диплом от экспертов – «За актёрские харизму и кураж». Дмитрий обозначил жанр как разговор по душам. Так оно и получилось, начиная с «Пролога в аэропорту», где рождается у героя простое и главное: «У каждого места есть своя история». И у места в душе – тоже. Его история – это любовь к девушке, с нафантазированными при этом реалиями, которых нет, но, быть может, когда-то они осуществятся. Но для этого надо себя изменить!.. «Пара, но я». Нет, это не паранойя. Они с любимой им девушкой – пара, «но я!..» (восклицает герой) – вот такой как есть… И ещё было во всём этом то, о чём когда-то Вознесенский написал: «Что означает тяга, // высвободясь, пропасть? // Непоправимость шага // и означает страсть».
…Одна из «изюминок» юбилейного «ЧАТа»: помимо зрительского жюри, – ещё и журналистское (понятно, что из профессионалов), с дипломной формулировкой «На первой полосе». И на первой полосе оказался тот, кто – один в океане. Это была (до мороза по коже!) авторская работа новосибирца Александра Сорокина (Театрально-творческий центр «Арт Усадьба»): «Один в океане», моноспектакль, основанный на реальных событиях и в основе которого – автобиография всемирно известного океанографа Вячеслава Курилова. Исполнитель (он же режиссёр, художник, автор инсценировки) был отмечен также не только дипломом экспертов («За неукротимую творческую стихию и цельность в полиформатности»), но и «дополнительным» призом зрительского жюри.
…Что-то мои коллеги-эксперты долго молчат (мол, «ЧАТ»?). Поехали!..
Павел Руднев: «Для меня самое-самое среди запомнившегося, помимо «Иностранца» и «Человека на часах», – самостоятельная работа новосибирца Александра Сорокина «Один в океане». Артист нашёл уникальный материал для театра, говорящий о важности свободы в профессиональных решениях. Нерв (и ценность!) спектакля – в сражении человека со стихией, в мифологической борьбе за выживание, которая обретает на сцене аскетическое, но впечатляющее визуально-аудиальное решение.
А ещё часто вспоминаю спектакль «Курьер» Независимого объединение «Текст-театр» Санкт-Петербурга (режиссёр Григорий Печкысев, актёр и автор пьесы Михаил Кудрин). Он заставил поразмышлять о появлении нового героя – гастарбайтера. Маленький, бедный, униженный человек хочет размышлять о своём предназначении, догадывается о механике жизни и готов к бунту против своей унылой рабской судьбы».
Елена Попова: «Главное в спектаклях 5-го фестиваля «ЧАТ» – очень много поисков различных сценических форм. Вот, скажем, «Картофельный суп» Детского театра «Вера» из Нижнего Новгорода – спектакль, который актриса Анастасия Дудоладова (она же – автор русской версии пьесы М. Кремера и Х. Шаус) играет в открытом диалоге с детьми; опять же, это первый из спектаклей, в который «включена» детская аудитория. Моноспектакль для детей. Жанр обозначен как «интерактивное кулинарное шоу» (на протяжении всего действия актриса варит суп, которым потом, после спектакля, будет угощать зрителей). Но история вообще – достаточно сложная. И тема Дома пронизывает действие, и тема Великой Отечественной… И актриса Анастасия Дудоладова (вместе с режиссёром Андреем Богдановым) – не побоялась. И диалог – состоялся!
А «Счастливая Шарлотта» режиссёра Радиона Букаева по пьесе Ирины Васьковской в Казанском ТЮЗе!? Актриса Елена Калаганова играла Шарлотту в пространстве ресторана Дома актёра. (В Казани – так же: в кафе или ресторанах). Думаете, это просто – когда зрители, жующие и в меру выпивающие, отвлекаются от зрелища на хлеб и стереотипно думают, что вот, мол, сейчас меня будут развлекать? Ан нет: актриса заставляет их работать, думать, сопереживать и соучаствовать. Сложнейшая актёрская задача!..
И ещё один спектакль, который мне хотелось бы отметить, это «Ботинок, Маша и прочие вещи». Актёру Алексею Горбунову удаётся втянуть нас в историю своего героя, историю, которая от быта, от ботинка, от сумки – вырастает до бытия. Очень просто, ясно и светло рассказать о трудном периоде в жизни молодого человека, о потере земли под ногами, а потом её обретения – такое не часто можно увидеть на сцене».
К монологам коллег остаётся добавить формулировки «экспертных» дипломов. Питерский курьер Михаил Кудрин: «За актёрско-драматургический дар в воплощении нового героя» (и нельзя не добавить к сему, что пьеса Кудрина «Курьер» – победитель Международного конкурса драматургов «Евразия-2022»). Сотворяющая картофельный суп нижегородка Анастасия Дудоладова: «За поиск новых форм и доверительный диалог с детьми». Заслуженная артистка Республики Татарстан Елена Калаганова (счастливая Шарлотта): «За актёрскую отвагу в сложнейшем жанре».
…Этот материал о «ЧАТе» был готов в июне. Но когда заканчивалось лето 2023-го (и до выхода в свет «Омска театрального» оставалось совсем чуть-чуть), – я решил дать немножко постскриптума. Просто я понял, что до VI «ЧАТа» не так уж и далеко. А фестиваль – не стоит на месте, развивается, всё новые и новые «изюминки» к себе притягивает. Итак, постскриптум!
____________________________________
P.S. Сначала решил я позвонить в Уфу Елене Поповой – спросить: а что ей («со стороны») видится в дальнейшем? Тем паче, это и для «лицеистов» важно. И сказала Лена:
– Да, «ЧАТ» действительно уже завоевал авторитет в театральном сообществе России. Но в связи с этим взлётом возникают и определённые сложности. Начинаешь понимать, что, во-первых, необходим ещё более жёсткий отбор спектаклей, дабы интенсивность каждого дня фестиваля была максимальной; но при этом, конечно же, я понимаю, что видеозапись спектакля при отборе на «итоговую афишу» не даёт полного о нём представления.
Второй момент связан с техническим аспектом. Чем более профессиональными будут спектакли, тем больше технических требований к себе они будут предъявлять. И тут у организаторов, у Лицейского театра, естественно, возникнут определённые сложности с тем, что нужно будет договариваться с ещё бо́льшим количеством сценических площадок, а это значит – идти на сотрудничество с другими омскими театрами. И это, в принципе, очень даже неплохо.
И ещё вот о чём: а может, как один из вариантов, следующий фестиваль собрать только из репертуарных моноспектаклей? Не из самостоятельных работ артистов (пусть даже при участии режиссёров), а именно из тех спектаклей, которые входят в репертуар театров (и не важно – государственных или негосударственных). Репертуарность спектакля всё-таки означает и его художественный уровень.
И ещё я позвонил в Москву Павлу Рудневу, чтобы спросить: а что ему видится в дальнейшем в судьбе неконкурсного фестивале? И сказал Павел:
– Что касается неконкурсности… Мне кажется, это не столь и существенно. Будет конкурсность – хорошо, не будет – нестрашно. Гораздо важнее, я считаю, думать в сторону творческого, а не административного ресурса фестиваля: думаю, что тут могут быть премьеры в рамках фестиваля, которые «ЧАТ» продюсирует, сподвигает, а также, например, презентация новых монопьес.
И всё-таки – сохрани свою неконкурсность, «ЧАТ»! Ведь это было мудро (ещё на первом фестивале), когда Экспертный совет, обсуждающий с актёрами и режиссёрами каждый спектакль, – под финал «ЧАТа» принял единодушное решение отметить специальными дипломами каждого из актёров (как бы обозначив главную «изюминку» в каждом). И свидетелем-участником этого решения была, напомню, и Елена Попова. И решил я снова позвонить в Уфу. И сказала Лена:
– Я очень рада, что по-прежнему та форма, которая сейчас существует на «ЧАТе» (каждый спектакль ли, актёр ли, режиссёр – получает именной диплом за конкретное достижение), считаю, что это оптимальная форма.
Браво, Лена! Тут вот и Википедия подсказывает, что «оптимальное решение – то, которое по тем или иным признакам предпочтительнее других». И чего уж тут спорить и с тобой, и с Википедией, и с экспертами, и с Лицейским театром!? Летим дальше! До апреля 2024-го – не так уж и много времени!..
И ещё пару финальных строк: спасибо тебе, дорогой и неповторимый Лицейский, что ты позволяешь мне быть СОпричастным твоей судьбе!
Моя особая благодарность –
зав. литературной частью Лицейского театра Дине Углирж (Литвиной)
и авторам снимков – Александру Трушу и Сергею Мельникову.
Сергей Денисенко
«Омск театральный», №49 (71) / август 2023