Мы в контакте – смысл этой фразы у каждого свой: Лицейский театр представил новую премьеру

 

На сегодняшний день в репертуаре омских театров не так много постановок, адресованных подростковой аудитории, и кажется, Лицейский театр решил исправить эту ситуацию. Буквально в декабре прошла премьера спектакля для семейного просмотра «Вдох – выдох», как уже 3 февраля зрители вновь смогли окунуться в мир современной молодежи.

На сцене Лицейского театра актеры Второй студии – ребята 12-17 лет – показали, как они и их сверстники живут в мире Интернет-технологий. Вышедшая премьера имеет многозначное название «Контакт». За основу была взята одноименная пьеса пермского драматурга Александра Югова.

Как известно, быть в контакте – это чувствовать, что тебя понимают и поддерживают. Сегодня для современных подростков выражение «быть в контакте», скорее, означает общаться в социальной сети «ВКонтакте». Здесь гораздо проще, чем в реальной жизни, найти друзей и даже любовь, начать разговор, поддержать беседу. Прекратить общение или удалить друзей также можно одним кликом мышки. К тому же, даже имея от природы застенчивый характер, в соцсетях легко можно стать популярной личностью, необязательно при этом быть собой, можно также завести две страницы и буквально вести двойную виртуальную жизнь. Насколько это необходимо и важно для современной молодежи – к этой проблеме и пытается привлечь внимание Лицейский театр.

Еще весной прошлого года режиссер Евгения Мальгавко познакомила своих подопечных с этим материалом. Все вместе они разобрали темы, которые затрагивает автор, и после этого ребята попробовали себя в роли режиссеров. Они наблюдали за собой, своими сверстниками, за тем, как они ведут себя в тех или иных ситуациях – и на основе этих наблюдений создавали этюды:  о признании в любви, ревности, отношениях с родителями, друзьями, влиянии интернета на жизнь. В итоге, некоторые из этих историй вошли в спектакль.

«Очень хорошая идея – самим придумывать этюды, особенно в таких спектаклях, которые основаны на реальной жизни: это помогает нам понять профессию режиссера и попробовать себя в ней. Опытными режиссерами становятся именно так, как мне кажется. Развивается актерская наблюдательность и умение анализировать», – делится своим мнением один из актеров Данила Базаров.

Осенью этого года в рамках проходящей в Омске Лаборатории современной драматургии для молодежи и подростков «Ты не один» был представлен эскизный показ спектакля. Надо отметить, что из оригинала пьесы в спектакль вошло всего 4-5 сцен. Остальной материал – этюды ребят, которые удалось связать в один сюжет, где жизни героев переплетаются как в интернете, так и в реальности.

Несмотря на юный возраст и небольшой сценический опыт, актеры держатся очень уверенно, их существование в предлагаемых обстоятельствах правдоподобно. В какой-то степени им помогает тот факт, что, по сути, они играют самих себя. Но всё же стоит отметить высокий уровень их подготовки.

В диалогах и действиях персонажей очень много подробностей, что придаёт сценическому действию максимальную достоверность. Это говорит о том, что режиссером и актерами проделана большая работа по созданию спектакля, и их наблюдения не прошли даром. Подмечены так называемые фишки, присущие детям подросткового возраста: они мечтают о любви, причем непременно романтичной, пишут стихи, гадают на детей и мужа. Эти детали заставляют взрослых зрителей окунуться в годы своей юности и, возможно, даже узнать в ком-то из ребят себя.

По сути, поведение подростков в любую эпоху зачастую похоже, и лишь стремительно меняющийся мир вносит свои корректировки. Так, в наше время на подростков очень сильное влияние оказывает интернет. Там они общаются, находят друзей, учатся общаться, рассуждать. В целом нельзя назвать это техническое достижение злом, бывают ситуации, когда интернет выручает и помогает решить какие-то задачи, завести полезные знакомства, пообщаться с другом или родственником, живущим далеко. Но как интернет влияет на реальное общение, насколько он может заменить разговор с живым человеком – об этом спектакль «Контакт».

Надо сказать, что школьники тоже понимают проблему своего поколения.

«Проблема в том, что все происходит на  подсознательном уровне, то есть ты думаешь, что все общение состоит из того, чтобы писать маленькие сообщения. А если ты в жизни увидишь человека, которого не видел целый месяц или год, уже забыл, как он выглядит, ты просто не знаешь, что сказать», ­– делится своими наблюдениями Данила Базаров.

На первый взгляд может показаться, что поведение ребят нарочно утрировано. Возникает вопрос, особенно у представителей старшего поколения — неужели все настолько плохо, и подростки на самом деле ведут себя таким образом: не хотят встречаться в реальности, не умеют общаться, не могут поддержать разговор. Но актеры и режиссер уверили нас, что дело обстоит именно так, все истории, показанные на сцене, взяты из реальной жизни. По словам режиссера, сцена лишь немного приукрашает и преувеличивает действительность.

Очень продуманы образы персонажей – с одной стороны, все выглядят как типичные подростки и одеты в одном стиле, но тем не менее, у каждого есть своя отличительная черта. Например, у кого-то романтичный образ подчеркивается распущенными волосами, кто-то, желая привлечь внимание, заплетает из волос две смешные шишки, также у одной из девочек на голове ставшие недавно популярными французские косички. Есть среди актеров девочки-близняшки, играющие типичных блондиночек, этот типаж подчеркивается яркими маечками, шишками на голове, закрепленными обычными карандашами, и разного цвета кедами. У актеров-мальчиков вариантов для фантазии меньше, как в общем-то и в реальной жизни. Все подростки одеты в джинсы, как и их прототипы в реальной жизни.

Стоит также отметить интересные режиссерские решения в плане декораций и реквизита. Образом, символизирующим интернет-пространство, стали клавиатуры. На них подростки печатают друг другу виртуальные сообщения, ими отделана вся задняя стена сцены, а также эти клавиатуры выступают в роли музыкальных инструментов в одном из этюдов. Причем ребята на них реально играют, используя вместо гитары, барабанов, фортепиано. Выглядит это очень впечатляюще. Интересна история этой оригинальной режиссерской находки.

«Изначально нужно было как-то  решить интернет-пространство. Его сложно визуализировать. У нас были варианты: и ноутбуки, и планшеты, и телефоны. Потом кто-то при показе этюда использовал  клавиатуру вместо компьютера. Идея понравилась, и мы решили использовать это как прием на протяжении всего спектакля. В процессе работы пришла идея оформить клавиатурами и интернет-пространство, и мы кинули клич в интернете: нам нужно много клавиатур. Людей откликнулось очень много, ребята ездили по всему городу, им бесплатно отдавали по одной, по несколько штук. И мы набрали даже больше, чем было необходимо: более ста – у нас теперь есть запас. То есть получается, что в оформлении сценического пространства спектакля принимали участие жители нашего города», – рассказывает режиссер спектакля Евгения Мальгавко.

Тем не менее, одна из первых идей визуализации интернет-пространства нашла свое воплощение на сцене. В самом начале спектакля на сцене в полной темноте светятся лишь экраны многочисленных мобильных телефонов, звучит энергичная музыка – таким образом, сразу заявляется лейт-мотив спектакля: мы живем в виртуальном мире, в мире телефонов, компьютеров и интернета, где порой не находится места для живого человека и реального общения. Эта сцена настолько же эстетически красивая, насколько сильная и эмоциональная.

Также необходимо отметить, что помимо того, что школьники сами собирали материал для этюдов, вошедших в спектакль, один из актеров Данила Базаров сочинил песню в стиле рэп и стихотворение. И то, и другое прозвучало в спектакле и стало яркой изюминкой постановки.

Более того с прочтением поэтических строк связано еще одно режиссерское решение. В полумраке подростки читают стихи про любовь – по одной-две строчки. Каждый говорящий включает огонек зажигалки: этот прием быстро переключает внимание зрителей с одного актера на другого, а также создает одновременно романтичную и драматичную атмосферу.

До самого окончания спектакля обозначенные в пьесе темы держат зрителя, но финал остается открытым, несмотря на то, что истории некоторых пар в общем-то выглядят завершенными. Режиссер и актеры предлагают зрителям самим ответить на вопрос: сколько времени нужно проводить в интернете и для каких целей его использовать. Причем этот вопрос может быть адресован не только подросткам, но и взрослому поколению омичей, которые так же тратят огромное количество времени, пропадая в паутине соцсетей.

«Нужно ли давать ответ спектаклем? Мне кажется, нет.  Я люблю провоцировать на диалог, задавать вопрос. И, собственно, мы не говорим, что интернет – это плохо или хорошо, мы так или иначе все им пользуемся. Но это нужно делать в меру, ничем не заменить живые прикосновения и живые глаза. Нам с ребятами хотелось бы, чтобы зритель уходил не с мыслью – все, я категорично отказываюсь от интернета, а просто подумал, много ли времени он тратит на интернет и насколько это действительно необходимо», – подводит итог Евгения Мальгавко.

Появление такого рода спектакля в репертуаре Лицейского очень важно и ценно для омской молодежи, ведь кто лучше и доходчивее сможет ответить на волнующие юных зрителей вопросы, как не их сверстники.

Елена Радочина

РИА «СуперОмск», 9 февраля 2018 г.

http://superomsk.ru/news/59493-m_v_kontakte_smsl_etoy_fraz_u_kajdogo_svoy/