Мужское и женское. Третий день ЧАТа в Омске представил две личностные драмы

Психологи уверены, что на одно и то же (будь то предмет или событие) мужчины и женщины смотрят совершенно по-разному и чаще всего трактуют их в разных плоскостях, интонациях и даже (бывает и так!) видят в разном цвете.

Как у всех — и не так

В том числе и об этом драма «Исповедь дурака» (16+), которой открылся третий день омского фестиваля ЧАТ. Представил её актёр театра «Возможно» из Санкт-Петербурга Денис Моисеев. Его герой делится своими воспоминаниями с…плащом. Ему дают имя — Жно. Окончание слова возмо-Жно. Возможно, это произошло бы, но…

Вроде бы обычная, вполне рядовая история – парень встретил девушку, полюбил её, но не смеет рассказать о своих чувствах и боится приблизиться к предмету своего обожания. Для начала он устраивается в бар, где каждый вечер поёт его возлюбленная, чтобы быть ближе к девушке, но она его не замечает.

Тогда юноша решается на отчаянный поступок – выходит на сцену со степом, но так как бить чечётку он не умеет, его с позором изгоняют из зала и из бара. Однако он не сдаётся, а упорно учится, а поскольку обладает природной склонностью к танцу и отлично двигается, в итоге отправляется на гастроли вместе со своей любимой девушкой. Тут-то и зарождаются между ними чувства, однако счастье было недолгим.

По глупости

Приревновав любимую к письмам от мужчины, герой драмы устраивает скандал, а девушка молча уходит.  И лишь через восемь месяцев, выйдя из запоя, он случайно находит одно завалявшееся письмо «от соперника». И оказывается, что письма были от доктора.

Потрясённый, герой мчится по адресу, указанному на конверте, но девушка на днях скончалась. «Нет, не от той болезни, с ней мы справлялись, она умерла в родах, — говорит голос невидимого доктора. – Хорошо, что вы пришли, вот ваша дочь, заберите её».

И вот проходит 20 лет. Дочь выросла и стала невероятно похожа на свою маму – такая же голубоглазая красотка. Она прилетела домой, и отец, несмотря на ветер и дождь, торопится в аэропорт.

Он счастлив, но это счастье с болью, ведь он понимает, что потерял любимую женщину из-за собственных глупых амбиций.  Потому и спектакль называется «Исповедь дурака».

Разбавили буффонадой

Наверное, чтобы постановка не была слишком драматичной, режиссёр Кристина Ус вкрапляет в неё элементы комедийного жанра — буффонады, пантомимы, интерактив со зрителем, танцевальные номера. И актёр с блеском выполняет задачи постановщика – играет на невидимом клавесине, бьёт чечетку, показывает фокусы, стирает бельё и развешивает его по зрительному залу.

Во время этих интермедий он преображается то в еврея, жена которого вдруг решила стать столбовою дворянкою, точнее — супругой известного композитора, то в степиста, судьбу которого решил отец, а танцор из него средненький…

То герой Дениса — грустный клоун, то многодетный папаша, в чьих руках вдруг оказываются сразу…четверняшки. Все эти вставки где-то усиливают эмоциональную ноту спектакля, а где-то кардинально его меняют.

«Вы замечательная публика, — сказал омичам после спектакля Денис Моисеев, — вы смеялись, плакали, аплодировали – проявляли чувства, и за это вам огромное спасибо».

Как изменить свою жизнь 

Удивительно, но почти теми же словами поблагодарила омского зрителя и актриса Ирина Обидина из Театра, которого нет (Москва), представившая в этот же день спектакль  «Камень, ножницы, бумага» (12+).

Героиня Ирины никак не может выйти из дома, хотя её ждут на работе и эта работа (как понятно из её разговора с невидимым собеседником) ей очень нужна. Но она потеряла… пачку «Беломора», а без него никогда никуда не ходит.

Сама не курит, но в  начале каждого месяца покупает эту пачку, чтобы в конце отдать её нищим на углу и купить новую. Это запах дома, запах отца, тот самый якорь, что связывает её с родными корнями.

При этом когда звонит отец, они постоянно ругаются, не могут найти общего языка, упрекают друг друга во всех грехах. Однако отец как чувствует, что у дочки нелады – тут же звонит и спрашивает, не случилось ли чего.

В конце концов «волшебная» пачка всё-таки находится, а мы узнаём много разного о героине Ирины – и хорошего, и не очень. И о непутёвой её горбатой тётке Мухе, любившей «афганца», и о дядюшке-циркаче, который всем дарил кусочки «самой настоящей берлинской стены» и о том, что хотела-то девушка стать писателем, и сочиняла в детстве целые истории, а работает переводчиком.

Переводчик-утешитель

Причём переводит технические инструкции – чайники, утюги, микроволновки – всё это её рук дело. Хотя в душе она всё тот же сочинитель. Или Утешитель – такую профессию она себе придумала лет в шесть. Мечтала утешать жирафа и кенгуру. Но не сложилось. Или ещё сложится?

Спектакль «Камень-ножницы-бумага» о том, как мир подталкивает человека к осознанию своего пути. Авторы спектакля считают, что он будет интересен всем, кто думает о призвании, о своей профессии. Омичи, увидевшие эту постановку во время ЧАТа, наверняка задумались в том числе и об этом.

Ольга Коробова

Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 4 апреля 2024

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/muzhskoe-i-zhenskoe-tretiy-den-chata-v-omske-predstavil-dve-lichnostnye-dramy