Мороз-воевода — дозором…
Думаю, сказка «Морозко» в Лицейском театре (инсценировка А. Богачёвой) станет одной из любимых детской аудиторией не только морозной зимой, но и в любое время года.
Это можно было понять по реакции самых юных зрителей на одном из первых показов премьерного спектакля. Эмоции ребят всё время менялись, но были неизменно сильными. Чего только мы с ними ни пережили за час с небольшим: любопытство, радость, страх, восторг! Конечно, с самого начала понятно, что у сказки может быть только счастливый конец, поэтому самое интересное — как герои к нему идут.
И уже вначале нам дают понять, что главный здесь — волшебник Морозко (Александр Драгонюк), ведь он с неземной высоты наблюдает за происходящим и становится для всех этаким верховным судьёй. Но это мы, зрители, видим, а деревенское семейство об этом не ведает. Настенька (Екатерина Ухова) и её престарелый отец (Иван Пермяков) изо всех сил стараются угодить мачехе Насти (Дарья Мегдан) и её родной дочке Марфуше (Анна Пастухова). Настенька — по доброте душевной, как её покойная матушка учила, а отец — от безысходности, поскольку властвуют здесь мачеха и Марфуша.
Но Морозко-то всё видит! Похоже, он и посылает этой семейке испытание — красавца Ивана (Валентин Рудяк), заплутавшего в дороге. Эта встреча и проявит, кто есть кто. Комический дуэт мачехи и Марфуши можно смотреть как отдельный спектакль, особенно — сцену, когда Марфушу наряжают к встрече с потенциальным женихом. Анна Пастухова — пока ещё студентка, но здесь её талант характерной актрисы проявляется в полную силу! Уверена, что юные зрители почувствуют и поймут, как это некрасиво — вредничать и капризничать! И не захотят вести себя, как Марфуша. А если вдруг не сдержатся, родители напомнят о Марфуше, и капризничать точно расхочется!
Даже лесная нечистая сила — Кикимора (Анна Новосёлова) и Леший (Семён Полторанин) — приятнее вредной Марфуши. Они здесь напоминают расшалившихся ребятишек: Леший, хоть уже и с бородой, но по-детски шепелявит и обзывает Кикимору «ябедой-корябедой». И оба они не могут устоять перед добротой Настеньки: она с ними и последним куском хлеба поделилась, и варежки Кикиморе подарила. От её доброты и они добреют. Да что там — они! Добреет даже Баба Яга (Дарья Оклей), отведав Настенькиных блинов. А ведь она среди лесной нечисти — грозная королева. И не только потому, что «старшая по званию», но и по тому, как несёт себя: словно сошедшая с подиума неприступная красавица. Самых маленьких зрителей, кажется, даже предупреждать надо, что это — игра, а не «взаправду», а то испугаются! Пластика нечистой силы здесь тоже — отдельный спектакль. Хореограф Ирина Горэ помогла создать пластический рисунок, подчёркивающий сказочность, необыкновенность происходящего.
Эту же задачу успешно решает оформление спектакля. Алексей Осипов с командой декораторов создали сказочный мир, используя и в костюмах, и в декорациях пэчворк и ручное вязание. Особенно впечатлили причудливые шапки ручной вязки (говорят, вязал весь театр). Хороши и вязаные-плетёные парики да бороды. Такие украшают и волшебника Морозко, и шалуна Лешего. А может, этот Леший — и есть мальчишка, напяливший «игрушечную» бороду?
Волшебным образом меняются на крошечной сцене и места действия: за превращения избы в лес, леса — в обиталище Яги и обратно отвечают три прекрасные Морозушки (учащиеся Клуба Лицейского театра): они то, как снежинки, закружатся, то лесными зверушками прикинутся, и при этом успевают преобразовывать пространство.
Сказочный лес создаётся ещё и светом: ёлки словно бы излучают загадочное свечение. Впечатляют и Морозовы сани-самокаты: «До чего техника дошла!», — восклицает, увидев их, Марфуша. И правда! Они, вроде, и на месте стоят, но, вроде, и летят прямо по небу, Леший и Настенька еле успевают удерживать равновесие!
Да, условность здесь не маскируется, а подчёркивается: это же игра, привычный для детей способ познания мира. И, сопереживая героям, ребята поймут, нет, почувствуют , что доброта и безусловная любовь не дадут замёрзнуть даже в мороз, что они — сильнее зла: не устоять ему перед любовью. Здесь даже мачеха и Марфуша не безнадёжны, ведь их берёт на перевоспитание Леший, а он уже узнал силу Настенькиной доброты.
Режиссёрский дебют Светланы Поздняковой, которую мы раньше знали только как актрису Лицейского, явно удался. По-другому и быть не могло, ведь спектакль делался всей командой с любовью, это чувствуется. Здесь детей не прописным истинам учат, а передают опыт этой любви и радости совместного творчества.
Елена Петрова
«В Омске», 13 декабря 2023