Микрорецензии в темноте зрительного зала

(СТИХОПЕЧАТНО – О III ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ МОНОСПЕКТАКЛЕЙ «ЧАТ»)

…К вопросу об аббревиатуре «ЧАТ» («Честное Актёрское Творчество»). Смею предложить,
учитывая последующие фестивали, которые будут ежегодными, ещё три расшифровки: «Чистота
Атмосферы Театральной», «Чудо Актёрского Таланта» и «Человек – Апологет Творчества».

(Из статьи «Многократное “браво”…».
«Омск театральный», № 45, 2019)

Фестиваль моноспектаклей, задуманный, организованный и рождённый в 2019 году Лицейским драматическим театром (под эгидой департамента культуры администрации города Омска), всего за два года приобрёл статус всероссийского (а начинался – как «Омский городской»).

Вот уже в третий раз имел честь оказаться в составе Экспертного совета «ЧАТа». В этом году в экспертной «тройке» были театровед из Уфы, завлит Академического русского театра Республики Башкортостан Елена Попова и театровед, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и Высшей школы деятелей сценического искусства имени Г.Г. Дадамяна, помощник ректора Школы-студии МХАТ Павел Руднев.

«География» участников – от Москвы до Магадана. 5 апрельских дней, 11 спектаклей. Сказать, что 3-й «ЧАТ» был великолепным, – это ничего не сказать; он был потрясающим (и по своему эмоциональному накалу, и по актёрским работам)!

…«Формат» моих микрорецензий на каждый из спектаклей – всего восемь строк. Но написаны эти строки в моей абсолютной уверенности, что сказать о главном коротко – можно.

Александр АЛАДЫШЕВ
(Академический театр драмы, Владимир)
«Сны Гамлета». Монодрама Н. Мазур
по мотивам пьесы У. Шекспира
(режиссёр – Линас Зайкаускас)
***
Я не был в роли зрителя-судьи.
Но это я (я!) принимал решенье:
«Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье?..»
С актёром вместе целый мир объяв, –
Познал суть жизни… Но итог был горек:
Как будто вдруг увидел я себя
И тихо прошептал: «О, бедный Йорик!..».
_________________________________
Михаил СИВОРИН
(МХАТ им. М. Горького, Москва)
«Старосветские помещики».
Моноспектакль по повести Н. Гоголя
(инсценировка и режиссура Владимира Деля)
***
В персонажей (всех!) артист проник
с мудрой непосредственностью детской!
Он как будто вышивал рушник
из фрагментов жизни старосветской.
Но потом – трагический накал.
Смерть… Ещё… А люди – изменились!..
И артист с улыбкой намекал,
что в России – бесы появились.

_________________________________

Александр МАЙЕР
(Новый художественный театр, Челябинск)
«О верю, верю, счастье есть!»
Поэтический спектакль
о жизни и творчестве С. Есенина
(инсценировка и режиссура Александра Майера)
***
«Прицел» актёра точным был и дальним:
Есенин – ожил (да, сто лет спустя!):
стал Настоящим, остросоциальным
(хоть по ТВ – да сразу в «Новостях»).
Блистает Слово! И слова – не тают!
И стоя аплодирует весь зал…
…Я перед сном Есенина читаю,
которого мне Майер показал.
_________________________________
Андрей ПЛОТНИКОВ
(Театральная группа «ПодТекст», Москва)
«Апология абсурда».
Моноспектакль по поэме
И. Бродского «Посвящается Ялте»
(режиссёр – Дмитрий Майоров)
***
…Да, я апологетом стал спектакля,
в котором, даже пусть потенциально,
я был – преступник…
(Об одном печаль:
что чудный пятистопный ямб Поэта –
актёром чу́дным
прозой подан был).
…К финалу появилось чувство страха:
а вдруг меня на выходе из зала
красивым жестом мягко остановят –
и мне вруЧАТ повестку на допрос…
_________________________________
Марчела СТАТИ
(Магаданский государственный
музыкальный и драматический театр)
«Семья Иванова».
Спектакль-реконструкция
по рассказу А. Платонова
(режиссёр – Радион Букаев)
***
Словно сон…
Словно был я на Тайной Вече́ре…
Словно в мире уже
не осталось живых…
И плывущий над всем
тихий голос Марчелы –
про семью Иванова,
из сороковых…
Как актриса могла
ощущать так причастье?!
И явился ответ мне
(до боли простой):
ведь играла она
внучку маленькой Насти
из платоновской
давней истории той.

_________________________________

Марина ГАПЧЕНКО
(Независимый театр «ТУТ»,
Екатеринбург)
«Горбатая».
Монолог счастливой женщины
по пьесе Я. Пулинович
(режиссёр – Екатерина Вяликова)
***
Что ещё Судьбою напророчится?
Что ещё продлит «живую нить»?
…И насквозь в спектакле – Одиночество.
Рюкзачок ещё, чтоб горб сокрыть.
У любой судьбы – своя есть матрица.
Отдавать судьбу ли за других?..
Камни,
камни,
камни
в сердце катятся…
Собирать? Разбрасывать ли их?..
_______________________________
Наталья ГОГОЛЕВА
(Кинешемский драматический
театр имени А.Н. Островского)
«Человеческий голос».
Лирическая монодрама
по пьесе Ж. Кокто
(режиссёр – Дмитрий Чередниченко)
***
Вновь Жан Кокто всем ду́ши вдавливал…
Актриса, Женщина, Высочество,
накал эмоций Ваш – зашкаливал
под либертанго Одиночества.
…Но вот года, века меняются,
всех перемены ждут огромные,
а души – по́ миру скитаются,
от неуслышанья бездомные.
_________________________________
Мария ЕРМАКОВА
(Новосибирский государственный
драматический театр
п/р Сергея Афанасьева)
«А рыбы спят?»
Моноспектакль-размышление
по пьесе Й. Рашке
(режиссёр – Анастасия Неупокоева)
***
Мы – дети: и всегда, и до поры…
Спектакль – как будто передан в наследство.
Блистательные «правила» игры
в историю, в которой гибнет Детство.
Актёрский изумительный полёт,
полётность режиссуры!.. Небо – никнет!
…Не спите, рыбы! На крючке вот-вот
пред всеми вами – истина возникнет.
_________________________________

Валерий САБЕЛЬНИКОВ
(Молодёжный драматический
театр «Мастерская», Самара)
«Коля против всех».
Моноспектакль по пьесе С. Давыдова
(режиссёр – Леонтий Бородулин)
***
Мальчик шёл по хрупкому по льду,
шёл по Детству грустно и устало…
Чтоб вернулась Музыка в судьбу, –
против всех – быть мало, Коля, мало!
Что ж за чёрно-белое кино?
И актёр в себя глядит с укором…
Господи, вопросов сколько!.. Но
это – к драматургу с режиссёром.
_________________________________
Надежда КОСТЮК
(Омский ТЮЗ)
«Музыка ветра».
Монолог с иллюстрациями
по повести Т. Томах
(режиссёр – Полина Кардымон)
***
Ветры и над зрителями веяли,
и над миром… Замыкался круг…
Зрители, внимая, тихо ведали
то, что Надя говорит Костюк.
Кто-то проникался тихой мудростью,
кто-то – крикнул, руша рубежи:
«Ну а светлой – может ли быть музыка,
коль она – над пропастью во ржи?..»
_________________________________
Артём СЕРОВ
(Молодёжный Камерный Театр
в содружестве с театром
«Театральный особняк», Москва)
«Самойлов. Память».
Моноспектакль по стихам Д. Самойлова
(инсценировка и режиссура Артёма Серова)
***
Давид Самойлов… Финиш фестиваля.
И в памяти – «такая скрыта мощь!..»
Артём Серов¸ а ведь пред Вами – дали!..
«Шумит, не умолкая, Память-дождь…»
Весна всегда к Поэзии готова!
Откроешь лишь страницы, – ну а там!..
И вот на сцене – торжествует Слово:
Актёр – Поэта возвращает нам!

P.S. Есть у фестиваля великолепная изюминка: он – не конкурсный. Все – равны! Но есть и ещё одна изюминка: Экспертный совет вручает актёрам-участникам «ЧАТа», помимо памятных призов, «специальные дипломы». И в дипломах этих – отражение главного. Ниже – формулировки дипломов III Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ»:
«За актёрскую отвагу»
(Александр Аладышев)
«За актёрскую многоликость и выразительность пластики»
(Михаил Сиворин)
«За исследовательский дар и художественный поиск»
(Александр Майер)
«За актёрское умение быть проводником между реальностью и ирреальностью»
(Андрей Плотников)
«За подлинное звучание оживших голосов истории»
(Марчела Стати)
«За актёрскую исповедальность»
(Наталья Гоголева)
«За актёрскую одержимость»
(Марина Гапченко)
«Самарскому артисту за освоение самарской современной пьесы»
(Валерий Сабельников)
«За детскую непосредственность и театральную терапию»
(Мария Ермакова)
«За сокрушительную силу актёрской молодости»
(Надежда Костюк)
«За энергичную саморежиссуру»
(Артём Серов)
И ещё – три особых специальных диплома:
«За высокопрофессиональный уровень организации фестивалей «ЧАТ»
(зав. литературной частью Лицейского театра Дина Углирж)
«За поиск новых форм в освоении темы Великой Отечественной войны»
(режиссёр Радион Букаев)
«За умение выстраивать доверительный и деликатный разговор со зрителем»
(режиссёр Анастасия Неупокоева)

Ну вот и всё. «В юном месяце апреле» 2022-го грянет IV Всероссийский (а может, уже и Международный) «ЧАТ». Ждать осталось совсем немного!

Сергей Денисенко

«Омск театральный», №46 (68) / июнь 2021