Метаморфозы Герды, или Что чувствует борода
Лицейский театр начинает практику закрытых экспериментальных показов. Бывший актер, а ныне режиссер-педагог Лицейского Евгений Бабаш готовится представить проект, в котором соединились сказка Андерсена, психоанализ Юнга и музыка Шнитке. «Путешествие Герды». По далеким-далеким мотивам «Снежной королевы». Детям до 16-ти — беречь мозг.
С тех пор как Евгений Бабаш снова вернулся в театр, на сцене которого актерствовал много лет, в Лицейском стали набирать силу закадровые, вернее, закулисные творческие пробы.
Ни капли Станиславского
Актерам Первой студии, которых уже пятый год ведет Бабаш, всего по 13-18 лет. Они не боятся пробовать, ошибаться и шагать в неизвестность, когда совершенно ничего не понятно про результат. Вместе с режиссером они крутят и вертят театральное «вещество», собирают и разбирают его, как им вздумается. Фантазируют и сочиняют против всех законов Станиславского. Словом, ищут, а это точно не поддается правилам.
За четыре с лишним года два спектакля, начинавшиеся вот так, на голом поиске и на выкапывании своей темы, вошли в афишу Лицейского. Первый — «Людвиг +Тутта» по знаменитой сказке Яна Экхольма. Второй — «T.S. Истории одного лета» по «Тому Сойеру» Марка Твена.
Эффект зеркального включения
Недавно Бабаш собрал зрителей на актерскую импровизацию под названием «Vis-a-vis». Двадцать артистов по очереди читали стихи и рассаживались на сцене лицом к залу. Финал дал эффект зеркала: зрителей тоже попросили что-нибудь прочесть. Главное условие — максимальная откровенность. Сработало.
По словам Бабаша, это проект нужен был для того, чтобы освободить актеров и публику от тех панцирей, в которые они привыкли прятаться, приходя в театр.
«Я смотрю чужие постановки и понимаю, что мне не хватает включенности в происходящее. У нас так принято: на сцене что-то показывают, в зале кто-то отстраненно смотрит. Но этого мало. Я хочу, чтобы меня как зрителя эмоционально затягивало в действие, и как режиссер я хочу делать именно такие спектакли. Ради этого результата я готов на любые формы, готов разрушить напрочь не только четвертую стену, но и третью, и вторую, и даже первую — лишь бы была эмоция, было «включение», — говорит Евгений Бабаш.
Кто сдаст экзамен по философии?
2 апреля в Лицейском состоялся показ спектакля «Путешествие Герды». Не по Андерсену. По Бабашу. От первоисточника остались только сюжетные фрагменты, да и они наполнились совершенно неандерсеновским смыслом. Даже текст оказался не нужен. Его сократили, видоизменили и чем только не дополнили — от выдержек из американских философских учений до цитат из медицинской энциклопедии.
Здесь речь не о том, как Снежная королева забрала Кая, а Герда отправилась на его поиски. В истории Бабаша Герда тоже ищет, но не Кая, а саму себя, ведь, как и всем детям, Герде суждено повзрослеть. Занимаясь с подростками, Бабаш знает это прекрасно и берет еще один классический сюжет, чтобы найти ответы на свои вопросы. Режиссер смеется: кто понял все до последней мысли, имеет все шансы поступить на философский факультет без экзаменов.
Показ «Путешествия Герды» прошел в закрытом формате и скорее всего, второго раза не будет. На полноценный спектакль создатели не претендовали. Скорее, это эскиз, концепция, хотя и создана по всем законам театральной постановки.
Готовится покушение на Драгунскую
С Андерсеном Евгений Бабаш разобрался. Теперь намерен приступить к репетициям спектакля, в котором впервые в истории Лицейского объединятся студийцы и актеры основной труппы. На горизонте — современная пьеса Ксении Драгунской «Ощущение бороды». Первым этапом работы над ней стал тот самый вечер «Vis-a-vis».
Как это повлияет на будущий спектакль, повлияет ли и во что вообще все это выльется, сегодня не знают ни актеры, ни режиссер.
Будут работать. Будут сочинять.
Валерия Калашникова
Журнал «7», 3 апреля 2013 г.