Люди в поисках счастья
Появление «Пяти вечеров» в Лицейском театре – больше, чем очередная премьера. Это похоже на новый виток в жизни труппы, зрелой, профессиональной, готовой к серьезным задачам и не страшащейся рисковать.
Впрочем, рисковать лицеисты в принципе не боятся. Но когда речь идет о лучшей пьесе Александра Володина в афише, этот риск уже другого качества и другой ценности.
«Историей, не имеющей начала и конца» назвал жанр своего спектакля режиссер Владислав Пузырников, выпустивший уже шестую работу с лицеистами. В самом деле: мужчина и женщина, юношеская любовь, разорванная войной, потеря друг друга на много лет и вновь – встреча, которая может круто изменить жизнь обоих. «Эта история произошла на одной из улиц, в одном из домов. Началась она задолго до сегодняшнего дня и кончится еще нескоро», — заявляет Лицейский. Мужчина уходит, женщина ждет и живет надеждой. Потом, утратив надежду, просто живет, оставаясь верной своей юности. История на века, вне времени.
Наверное, поэтому тема войны как трагической причины, поломавшей в середине прошлого века миллионы молодых судеб, ставшей болью поколения, не так остро звучит в спектакле Лицейского. Здесь, кажется, акцент на другом. Отчего не случилась счастливая жизнь – не главное. Главное, что счастью дается второй шанс, и задача героев – не упустить его.
Режиссер предложил артистам условия тонкого, выстроенного на нюансах взаимоотношений психологического театра. Артисты на сцене без какой-либо театральной «помощи» или «ширмы», чтобы спрятаться хоть на время. Один на один с прекрасным володинским текстом и подтекстом, из которого и вырастает этот каждодневный бытовой драматизм, называющийся человеческой жизнью. Оттого ли у актрисы Натальи Виташевской (Тамара) и актера Евгения Точилова (Ильин) получились не характеры, а судьбы, что удалось прожить эту историю деликатно, бережно, глубоко? Потому ли в спектакле нет второстепенных персонажей, что Наталья Коротаева (Зоя), Светлана Позднякова (Катя) и Алексей Осипов (Славик) создают еще три истории человеческих праздников и драм? Тимофеев, главный инженер Подгорского комбината, чьи заслуги «присвоил» себе Ильин, чтобы не разочаровать Тамару (ведь она всегда верила в его большое будущее), в постановках нередко проходит исключительно сюжетным, вспомогательным персонажем, достаточно меркантильным в своих интересах. Но в исполнении Николая Пушкарева он живой, человечный, сочувствующий.
А что же время? Володин — хоть и классик, но все же из советской эпохи его не изъять. Лицейский театр и здесь расставляет свои акценты. Делая «Пять вечеров» трогательно и романтично, он и ко времени относится так же. Мы все, повзрослев, с нежностью и теплом вспоминаем свою юность, то, что ушло. Даже у тех, кто молод сегодня, уже есть важные воспоминания, так уж мы устроены. К собственному прошлому можно относиться только так — с легкой ностальгией. Вот и минувшая эпоха с ее великой коммунистической стройкой и задорными песнями о самой прекрасной в мире стране, с абажуром как семейным оберегом над круглым столом и красными гвоздиками в вазе — это тоже воспоминание. Наш, сегодняшний взгляд на самих себя много лет назад. Какие-то у нас тогда были ценности, какие-то мечты, какие-то трепетные ожидания… А сегодня? Что-то сбылось, что-то нет, а что-то мы потеряли сами, и у этого есть причины. «Пять вечеров» в постановке Лицейского театра — это пять героев в поисках любви. Это шанс исправить ошибки прошлого, чтобы стать счастливыми в настоящем.
Валерия Калашникова
«Четверг», 14 ноября 2019 г.