Любовь сильнее смерти  

 

В Лицейском театре проходит спектакль «Прекрасное далёко» по пьесе молодого драматурга из Санкт-Петербурга Данилы Привалова в постановке режиссера Владислава Пузырникова (артиста академического театра драмы).

Ольга Тверитина, Евгений Точилов, Игорь Горчаков, Иван Притуляк. Все эти актёры подтвердили свое мастерство, которое производит благоприятное впечатление на зрителей, а особо порадовала Ольга Тверитина, но прежде чем сказать о ней подробнее, необходимо обратиться к содержанию спектакля.

 

Сцена из спектакля

Оно подается постепенно, заставляя зрителя ломать голову: что за люди, где находятся, зачем, почему, чем занимаются? Сидят четверо, мало знакомые друг с другом, одеты ничем не примечательно, появляется пятый – Вася (Вячеслав Ерёмин), знакомятся, едят картошку в мундире, пьют чай из допотопного самовара, рассуждают о каком-то ином свободном мире. Ни то это сталинский лесоповал, ни то геологи в зимнем лесу, во всяком случае, там холодно, как в космическом пространстве, говорят подчеркнуто о рай-центре. Пришедшего Васю Серега (Игорь Горчаков) азартно и долго учит летать. Сценически это сделано оригинально, летающего Васю не показывают, а видно лишь добровольного инструктора полетов Серегу, азартно кричащему невидимому Васе. Только к середине действия выясняется, что действие происходит в… раю, и Васю учат летать в качестве ангела – забавнейшая и неправдоподобнейшая ситуация. Судя по рецензиям, в некоторых театрах персонажам по этой пьесе приделывают крылья и даже моторчик, но сценическое решение в омской постановке представляется более уместным, т.к. не отвлекает внимание зрителя от главного – чувств, эмоций, мыслей, переживаний действующих лиц.

Все они ангелы! Пусть подобные представления совершенно не догматические, но автор пьесы и не претендует на религиозную достоверность. Делает он это деликатно, не оскорбляя чувств верующих. Его задача другая, она определяется так же не спеша.

Все они люди хорошие и ушли на тот свет раньше времени в разные времена и по разным причинам. Серегу придавило насмерть на одной из строек социализма и он так и ходит в рабочем комбинезоне; тетя Таня (Дарья Оклей) умерла в блокадном Ленинграде; беспокойный мечтатель солдат Тоха (Иван Притуляк) застрелен в одном из современных военных конфликтов выстрелом снайпера на огонек, т.к. курил ночью, не прикрываясь (он в военной форме)… Им скучно в раю, они не знают, чем им заняться и просят друг друга рассказать что-либо или спеть, а еще убедительнее раскрываются в своих письмах на этот свет. Из этих писем и разговоров и узнается их судьба. Подобный сюжет впервые появился у поэта Александра Твардовского, наделавшего тридцать лет назад много шума поэмой «Теркин на том свете».

Центром спектакля оказывается совсем молодая Маруся (Ольга Тверитина), почему-то зарезанная женихом, еще даже не успевшим ее поцеловать, брошенная и не найденная в лесу, так что, по ее словам, и не похороненная. Она тоскует по любви, чувствуя зов души и природы, который не оставляет ее и на том свете. Она влюбляется в нового пришельца — Васю, который разбился на мотоцикле, искалечив свою прежнюю подружку. В финале спектакля они исчезают неизвестно куда, оставив смятую постель, как определили знатоки из них, на двоих. Вывод здесь лишь один: любовь побеждает смерть! Мысль эта выражается лубочно, наивно, по-детски, но ясно и торжествующе.

Ольга Тверитина органична и естественна. Вот Маруся с грустью повела глазами, как бы делая обзор рая, и взор этот многоговорящ, в нем удивление миром и тоска; а вот она нетерпеливо и нервно крутит пальцы, и становится ясно, что она ждет возможности вступить в разговор и сейчас скажет что-то важное. Нервное движение ее пальцев выражает трепет ее души. Убитая в целомудрии и девственности, она искренне передает теперь самое трогательное в любви – предчувствие ее, зарождение любви, любовь как открытие, сравнимое лишь с приходом ласкового мая после жестокой зимы.

Пьеса оригинальна по содержанию, и постановщик Владислав Пузырников увлеченно воплощает ее на сцене, открывая омичам нового и интересного автора, уже отмеченного в СПБ театральными премиями. В спектакле много забавных ситуаций и рассуждений: будет ли в раю подразделение на мужчин и женщин; то вдруг все всполошились — Вася повесился, но, оказывается, покончить с собой на том свете нельзя, т.к. душа вечна, и Вася понуро возвращается.

Оформление сцены простое (художник-постановщик Марина Шипова), но использование сцены по вертикали создает впечатление, что действие происходит действительно где-то в горнем месте, а не на грешной земле.

 

О. Булгакова

«Новое обозрение», №30 (647) / 29 июня 2011 г.