Любовь зла
Муниципальный Лицейский театр продолжает освежать старые сюжеты. Недавно состоялась премьера «Аленького цветочка». Как это водится в театре, в нетрадиционном изложении. Не Аксакова, а неких Карнауховой и Браусевич. Малоизвестные авторы делают сказку понятной всем возрастным группам. Аксаковская «лавстори» предстает повествованием о борьбе за сферы влияния в сказочном лесу.
У классика отечественной литературы прошлого века эта вещь имеет назидательный смысл: не все то золото, что блестит, и на камнях растут деревья и т. п. Короче говоря, все в мире относительно. То, что даже ужасный монстр иногда оказывается симпатичным молодцем, расширяет кругозор юной аудитории, в расчете на которую Аксаков и писал, видимо, свою сказку.
Карнаухово-браусевичский труд располагает к более широкому толкованию. Действие приближено к публике. В прямом смысле. Чудовище живет не на острове за тридевять земель и морей, а в муромских лесах. (Как бы, интересно, играли спектакль в Муроме?) Это придает постановке прагматический смысл: коли зловещие существа так близко от нас, к встрече с ними надо быть всегда готовыми. Герои сказки, к примеру, оказываются подготовленными, чудесам они не удивляются и даже от вида главного монстра падают в обморок, кажется, только для того, чтобы не обмануть его ожиданий, поскольку тот иной реакции не знает.
Проснувшееся у героини чувство к уроду навевает мысли не столько о доброте девушки, сколько о безграничности вариаций выбора себе избранника. В общем, любовь зла… Русская женщина всегда приносит жертвы. Когда чудо-юдо оказывается жертвой соперничающей с ним за власть в лесу Бабы-Яги, девушке остается только милость к падшему проявить. Зрительницы — ровесницы обладательницы цветочка — настроены, кстати, иначе. Когда с ее избранником совершается чудесное превращение, они комментируют техническую уловку постановщика словом «Ползет!»
Спектакль «Аленький цветочек», пожалуй, самая технически сложная постановка театра. И хотя персонал театра находит в первых представлениях какие-то неточности, публика в большинстве своем сидит на спектакле с открытым ртом. Сказка, конечно, ложь, но зритель наш рад обманываться.
Б. Куркин
«Омский вестник», 6 ноября 1997 г.