Лицейский – это серьёзно и надолго

Омск считается городом театральным, и это совер­шенно справедливо потому, что несмотря даже на сегод­няшнее смутное время, в на­шем городе, наряду с теат­рами именитыми, давно уже снискавшими любовь зрите­лей, появляются новые, только начинающие свой путь. Один из них — театр юный в прямом и перенос­ном значении слова. Назы­вается он Лицейским и от­мечает 7 октября свой тре­тий день рождения. Но не­смотря на молодость, уже стал лауреатом Всероссий­ского конкурса детских теат­ров, который проходил вес­ной этого года в Калуге. Более того, Омский Лицейский признан единственным детским театром такого уровня в России. И это, конечно же, не случайно, потому что ос­нователь театра, заслужен­ный артист России Вадим Станиславович Решетников задался идеей создать не школьный драмкружок, не самодеятельную студию, а именно театр, в котором все должно быть настоящим. По­ставив такую цель, он поки­нул престижную сцену Омс­кого академического театра драмы, собрал вокруг себя коллектив единомышленни­ков и начал новое дело. Практически с нуля, получив, правда, реальную поддерж­ку со стороны городского де­партамента культуры и ис­кусства, а потому его дирек­тора В. В. Шалака в театре в шутку называют отцом-по­печителем.

Вместе с присвоением статуса — муниципальный, те­атр получил в собственность и здание (Красный путь, 186, ос­тановка ул. Рабиновича). Опу­стим детали периода реконст­рукции и ремонта, естествен­ные его трудности. Это все по­зади, а впереди — творчество. Что же такое Лицейский театр? Нужен ли он вообще в горо­де? Каковы его основная идея, его цель? Вопросы естествен­ные, и кто, как не художествен­ный руководитель, может луч­ше ответить на эти вопросы?

— Прежде всего, театр для меня не цель,  а средство, — говорит Вадим Станиславович.  — Средство, с помощью ко­торого можно возродить утраченные духовные и нравственные ценности, вернуть  своеобразие культуры России. И лю­дей, которые приходят к нам, привлекает прежде всего сама эта идея. В нашем театре около ста тридцати ребят, а занимаются с ними пятнадцать педагогов, четверо из которых — зас­луженные ар­тисты России. И такое соотно­шение     нор­мально, так и должно  быть. Наш театр по­тому и называ­ется Лицейс­ким.   Ведь ли­цей — это прежде всего «штучное обра­зование». И де­тей здесь учат не только ак­терскому мастерству. В пер­вую очередь их учат быть людьми добрыми, порядоч­ными, нравственными. Здесь они учатся мыслить, рассуждать, читать, пони­мать хорошие книги.  В об­щем, мы учим их тому, чему сегодня не научит школа, а тем более улица.

То, что мы закладываем в детей сегодня, даст всхо­ды в будущем. Это долго­срочный вклад. Это, если хотите, некая гарантия воз­рождения нации в целом. И пусть мои слова не покажут­ся кому-нибудь высокопар­ными. Наша как бы незамет­ная работа — это единствен­но возможный путь, путь ес­тественный. Театр — зерка­ло того общества, в котором он существует. То расслое­ние, которое мы наблюдаем сегодня — это и хорошо, и плохо. Хорошо — потому, что появилась возможность ка­ким-то образом проявить себя, «появился воздух». Плохо  — потому, что идет коммерциализация театра. Многие театры в погоне за кассовыми сборами забыва­ют главное: театр должен духовно и нравственно вос­питывать. В театре не дол­жно быть грубости, жесто­кости, насилия, не должно быть всего того, что пробуж­дает низменные, животные инстинкты. Да, пусть театр грешен изначально, но если он будет проповедовать лю­бовь в высоком смысле это­го слова, то этим он себя ре­абилитирует

Итак, Лицейский театр гармонично влился в теат­ральную семью Омска и куль­турную его жизнь. Сейчас го­товится к открытию четвер­того театрального сезона, ждет своих зрителей. А они, конечно же, ожидают от те­атра и актеров маленького чуда искусства, того самого, что являет собой каждый сыг­ранный спектакль.

 

Анна Оникиенко

«Омская правда», 3 октября 1997 г.