Лицейский – это серьёзно и надолго
Омск считается городом театральным, и это совершенно справедливо потому, что несмотря даже на сегодняшнее смутное время, в нашем городе, наряду с театрами именитыми, давно уже снискавшими любовь зрителей, появляются новые, только начинающие свой путь. Один из них — театр юный в прямом и переносном значении слова. Называется он Лицейским и отмечает 7 октября свой третий день рождения. Но несмотря на молодость, уже стал лауреатом Всероссийского конкурса детских театров, который проходил весной этого года в Калуге. Более того, Омский Лицейский признан единственным детским театром такого уровня в России. И это, конечно же, не случайно, потому что основатель театра, заслуженный артист России Вадим Станиславович Решетников задался идеей создать не школьный драмкружок, не самодеятельную студию, а именно театр, в котором все должно быть настоящим. Поставив такую цель, он покинул престижную сцену Омского академического театра драмы, собрал вокруг себя коллектив единомышленников и начал новое дело. Практически с нуля, получив, правда, реальную поддержку со стороны городского департамента культуры и искусства, а потому его директора В. В. Шалака в театре в шутку называют отцом-попечителем.
Вместе с присвоением статуса — муниципальный, театр получил в собственность и здание (Красный путь, 186, остановка ул. Рабиновича). Опустим детали периода реконструкции и ремонта, естественные его трудности. Это все позади, а впереди — творчество. Что же такое Лицейский театр? Нужен ли он вообще в городе? Каковы его основная идея, его цель? Вопросы естественные, и кто, как не художественный руководитель, может лучше ответить на эти вопросы?
— Прежде всего, театр для меня не цель, а средство, — говорит Вадим Станиславович. — Средство, с помощью которого можно возродить утраченные духовные и нравственные ценности, вернуть своеобразие культуры России. И людей, которые приходят к нам, привлекает прежде всего сама эта идея. В нашем театре около ста тридцати ребят, а занимаются с ними пятнадцать педагогов, четверо из которых — заслуженные артисты России. И такое соотношение нормально, так и должно быть. Наш театр потому и называется Лицейским. Ведь лицей — это прежде всего «штучное образование». И детей здесь учат не только актерскому мастерству. В первую очередь их учат быть людьми добрыми, порядочными, нравственными. Здесь они учатся мыслить, рассуждать, читать, понимать хорошие книги. В общем, мы учим их тому, чему сегодня не научит школа, а тем более улица.
То, что мы закладываем в детей сегодня, даст всходы в будущем. Это долгосрочный вклад. Это, если хотите, некая гарантия возрождения нации в целом. И пусть мои слова не покажутся кому-нибудь высокопарными. Наша как бы незаметная работа — это единственно возможный путь, путь естественный. Театр — зеркало того общества, в котором он существует. То расслоение, которое мы наблюдаем сегодня — это и хорошо, и плохо. Хорошо — потому, что появилась возможность каким-то образом проявить себя, «появился воздух». Плохо — потому, что идет коммерциализация театра. Многие театры в погоне за кассовыми сборами забывают главное: театр должен духовно и нравственно воспитывать. В театре не должно быть грубости, жестокости, насилия, не должно быть всего того, что пробуждает низменные, животные инстинкты. Да, пусть театр грешен изначально, но если он будет проповедовать любовь в высоком смысле этого слова, то этим он себя реабилитирует
Итак, Лицейский театр гармонично влился в театральную семью Омска и культурную его жизнь. Сейчас готовится к открытию четвертого театрального сезона, ждет своих зрителей. А они, конечно же, ожидают от театра и актеров маленького чуда искусства, того самого, что являет собой каждый сыгранный спектакль.
Анна Оникиенко
«Омская правда», 3 октября 1997 г.