Лицейский – театр, устремлённый в будущее
Это хорошо понимают городские власти, поддерживающие «лицеистов».
Лицейский театр сегодня превратился в одну из достопримечательностей Омска. Знатоки утверждают, что подобного нет не только в России, но и в мире. Дело не только в уникальности здания, в котором размещается вот уже два года Лицейский. Дело в той особой творческой ауре, в которой работают его режиссеры и юные артисты. Этот момент и стал отправной точкой разговора с художественным руководителем Лицейского театра заслуженным артистом России Вадимом Решетниковым.
— Ваш театр так молод, но его репутации в городе старшие коллеги могут просто позавидовать. Те, кто к вам попадает, становятся вашими безусловными поклонниками и даже пропагандистами.
— Знаете, два года назад народ спрашивал: «Лицейский театр? Что это такое?». Теперь идет другой текст: «Лицейский театр? Так стыдно, что еще не бывали…»
- В чем же ваша особенность?
- Я убежден: у нас театр с определенной группой крови, которая у всех совпадает. Для меня это линия сознательная. К тому же мы стараемся быть в курсе театральной жизни Омска. Я отправляю ребят на премьеры, спектакли, мы самые интересные работы разбираем.
— Прошедший сезон, как мне кажется, сложился у вас удачно. В том смысле, что чувствовалось движение вперед. Спектакли «Комок» я «Скифы» — работы неординарные, можно даже сказать, программ-мные. А ведь это только первая ваша пятилетка.
- Строго говоря, в счет идут только два сезона, которые мы отработали здесь. До этого была, скорее всего, шлифовка идей. Вы знаете, когда я начинал биться за театр, не было ни одного человека, который бы сказал что-то против. Все говорили: идея — во! Хорошо! Надо подумать. И думали, пока я не встретился с Шалаком, который возглавлял городской департамент культуры, а он не пошел к мэру и тот поддержал нас уже по-настоящему.
- Ваше здание я запомнила страшненьким, облупившимся — эдаким гадким утенком. И вот нынче какой прекрасный лебедь из него получился!
- Еще бы, столько вложено в него сил! Это целая эпопея, если начать рассказывать. Вот вам один эпизод. Архитектор предложил пол в зрительном зале выполнить ступеньками. Мы настаивали на пандусе, потому что о ступени звук бьется и дробится, а это раздражает слух. И я буквально встал перед ним на колени и сказал: «Ну какая вам разница. Вы же «натворите» и уйдете, а мне тут работать». Уговорил. И все же это были счастливые дни: ведь кипела работа.
- Я смотрю, у вас опять работают строители?
- Приходится переделывать пристройку, в ней забыли сделать гидроизоляцию. Причем никто нам ни копейки не дает. Только то, что добыла директор и что мы сами заработали, — около 30 тысяч осталось на лето.
- Все-таки есть люди, готовые поддержать театр финансово, современные меценаты?
- Я сначала думал, что под эту идею тут будет столпотворение желающих помочь. А потом выяснился такой нюанс: люди и рады бы помочь, но на следующий же день на пороге возникает налоговая инспекция. Это звучит курьезно, но иногда нам дают деньги и тут же просят нигде об этом ни слова.
- Зато вам советуют зарабатывать на жизнь штатными группами…
— Да, сейчас сидел у меня очень хороший мужчина и говорил: «Я отдаю на теннисе тысячу за своего ребенка. Что вам мешает набирать платные группы?». Я ему отвечаю, что здесь театр, я — режиссер, а не гувернер. Это другая профессия. Вы согласитесь пойти смотреть спектакль, где играют потому, что мама с папой деньги платят?
- Думаю, именно по этой причине спектакли в Лицейском идут с аншлагами. Уровень ваших артистов растет на глазах.
- Если я вижу пустое место в зале, то сразу начинаю задавать вопросы администрации… Но обычно у нас битком: и на банкеточках сидят сбоку, а на балконе просто стоят. И это нормально.
- При этом основная публика у вас идет через кассу…
— Хотя цены на билеты выросли, начинали с 5-6 рублей, сейчас 25. Но есть спрос. Причем покупают билеты и те, кто нам помогает, например сотрудники АО «Омское» или «ИТ-банка». Благодаря руководителям этих организаций, у нас в этом сезоне появились и «Комок» и «Скифы» — спектакли самые дорогие по затратам.
— Вы не удивитесь, если я скажу, что ваш театр очень привлекателен своей неожиданностью?
- Я понимаю, о чем вы говорите. У нас, действительно, ни одна премьера не похожа на другую. Вот дайте мне пьесу и распределение ролей в других театрах. Я даже интонацию слышу, кто как будет играть… А что мы выкинем, не ясно. У нас есть право на провал. И это здорово!
- Потому что появляется больше внутренней свободы, раскрепощенности. По-моему, это начинается еще с выбора автора, которого будете ставить.
— Когда мы начинали «Скифов», процесс шел сложно, но как интересно! Сейчас я взял «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Это же прямо мама родная! Написано в 1598 году, а как современно. Ну грех же не поставить! Правда, многое зависит от того, найдем ли мы людей, которые смогут сделать костюмы.
—Да, это очень важный момент, особенно для исторического спектакля.
— Расскажу вам ситуацию. Вот Блок. «Прекрасная дама». Что зритель должен видеть? Нечто! «И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука»… Меня спросили: какое платье будет у Незнакомки? Говорю: глухое, обливающее фигуру. Поняли? Поняли. Привозят. Что-то такое: здесь на груди с тесемочкой, как у кухарки. И все висит на хорошенькой девчонке. Тут я взорвался. Если в спектакле не будет Дамы, то кому он, на фиг, нужен!
—Ив итоге вы своего добились.
- Да, есть ателье на речном вокзале, там чудная совершенно девушка — художник по костюмам, там и сделали.
- Помнится, вы начинали с того, что брали к себе всех желающих. С артистами вы работаете, а что с остальными?
- У нас же здесь клуб. Это те, кому разные причины – или дикция, или фигура, или еще что-то — не позволяют выйти на сцену. Но они реализуются на наших вечерах. И этюды делают, и поют, и читают стихи.
- Вадим Станиславович, мне кажется, есть довольно обидная штука. Вы работаете с ребятами, лепите их, и в тот момент, когда доводите их до нужного уровня, они от вас улетают…
— Действительно, обидно, а порой и больно до слез. Но я точно знаю, не будет этой боли — и мы загнием. Но здесь есть и другой нюанс. С 1 августа у меня работает режиссером-педагогом старшей группы Виталик Сысоев, который приехал ко мне. То есть те люди, которые уезжают, обязательно возвращаются.
— Может, какая-то магнетическая сила есть в самих стенах театра?
- Виктор Гульченко приходил сюда два года назад перед открытием театра и так сказал: «Смотрите, еще не все доделано, а театром уже пахнет».
- А часто ж вам являются гости?
- Часто. Я уже не говорю о приезжающих из Франции, Германии, США — их все время сюда таскают. И все они руками разводят. Такого еще не видели.
- Значит, правда, что аналогов нет не только у нас, но и в мире?
- Думаю, Лицейский театр — единственный в своем роде. И знаете почему? Это структура совсем не коммерческая. В мире как? Театр молодежный — когда молодежь просто подрабатывает. Там же ценности — сумма прописью. Они там живут по-другому. А наша российская ментальность, она действительно уникальна. И появление нашего театра — следствие этой ментальности.
-Но на фестивале в Пензе вы удивляли не иностранцев, а своих.
- Когда я рассказывал о наших условиях, мне не верили. Ведь у нас есть оборудование, которым не всякий профессиональный театр располагает. Например, студия звукозаписи, где мы можем с помощью компьютера сделать что угодно — убрать букву, звук «вытащить». И на этой технике работают люди, просто «повернутые» на своем деле.
- Ну, в смысле «повернутости» — в вашем театре это болезнь профессиональная…
- Представьте себе, я иду на репетицию и не знаю, что будет. Я же многое беру от своих ребят. Они, сами того не понимая, вернее даже, их органика вдруг выдает что-то такое в намеке. Интересно до посинения! А представляете, какая тоска, если бы я приходил, зная по минутам, что буду делать?
—Вы, сами того не зная, ответили на мой еще не заданный вопрос, что же подвигло артиста академического театра, тем более заслуженного артиста, бросить именитую сцену и пуститься, с точки зрения здравомыслия, в такую отчаянную авантюру.
- К этому добавьте еще одну вещь. В театре есть смысл существовать, когда у тебя есть свой режиссер. Иначе… Или ты властитель душ, или ты — клоун. Мы эту классическую фразу
произносим часто, но смысл постигается со временем. - Пожалуй, я бы назвала вас романтиком современного театрального процесса.
— Это не очень верно. Поймите, то, чем я занимаюсь, — даже очень шкурный интерес. Кто-то обо мне сказал: фанатик! Какой, на фиг, фанатик! Это выгодно мне — в том смысле, что я знаю, зачем живу. Ведь меня на американский лад, под доллар, уже никогда не подстроить. Он никогда не будет для меня основной ценностью. А лишить театра — да, это удар. Когда видишь глаза ребят, даже когда ругаешься с ними или советуешь, как себя вести, что можно, что нельзя, что мы такое и прочее… В этом огромный смысл. Это творчески интересно.
- Когда видишь, на что способны ровесники тех, кто ловит кайф только от водки шли наркотиков, то просто душа расцветает. Значит, вам все-таки приходится быть педагогом. Но не в проходном значении этого слова, а по-настоящему. Говорить о смысле жизни всерьез.
- Театр — это же вообще разговор о жизни, о ее проблемах. Может, ребята потому и терпят меня. Они понимают, что им предлагается другой способ существования, более полнокровный.
- Лицейский — только один из островков настоящей культуры. В этом смысле вы работаете на будущее. Видишь ваших ребят, ваших зрителей и понимаешь, что процесс духовного возрождения уже начался, какими бы громкими эти слова кому-то ни показались.
- Процесс начался. Просто поразительно. Ведь у нас телевизоры, эти дебильные ящики, у всех одинаковые. А уровень культуры все же разный. А нация только тогда нация, когда объединена этой культурой. Она сейчас тебе копейку не приносит. Но если ты ее истребишь, ты себя истребишь
- Мне кажется, нынешняя власть города разделяет это мнение. И это очень важный момент не только для Лицейского театра.
С руководителем Лицейского театра беседовала
Людмила Першина
«Новое обозрение», 18 августа 1999 г.