Лицейский театр. Страсти по Шекспиру
«Одним промозглым октябрьским вечером в маленьком зрительном зале небольшого театра играли премьеру. Вильям Шекспир. Комедия «Сон в летнюю ночь»…»
Конечно, с таких слов может начаться любая рецензия. Нет ничего удивительного в закономерности погодных явлений и премьерных спектаклей. Если, конечно, Шекспира не берется ставить отчаянный режиссер молодежного театра, чьи воспитанники, вполне реальные челы (уж извините за подмазку к поколению) наверняка уважают и реперские шаровары, и вождя отечественного хип-хопа Децла, и масонские символы заборного графити.
…Премьера откладывалась. После июльского прогона измученный Вадим Станиславович Решетников пил кофе и обещал перенести спектакль на осень. Ситуация была стрессовой. Режиссер и актеры балансировали на лезвии ножа, пытаясь не вылепить сэра Уильяма плоским и унылым.
«Должно пройти время, — нервничал Решетников, — рано еще, рано!»
… Предполагают, что «Сон в летнюю ночь» Шекспир написал в 1595 году — к торжественному бракосочетанию важных особ. Каких — не известно. Неизвестно и время действия пьесы. То ли ночь на Ивана Купалу, то ли майские языческие праздники. Действие происходит якобы в Афинах, но многое заимствовано из фантастики английского фольклора.
Доподлинно известно лишь то, что «Сон в летнюю ночь» — самая романтическая комедия Шекспира. Тонкая ирония, шутовская буффонада, тончайший психологический фарс.
…Ипполита была прекрасна (актриса Лидия Заломова)! Чувственна и холодна, надменна и кокетлива. Короткая алая туника и гордая осанка… И пылкие речи влюбленного Тезея (актер Вениамин Скосарев).
Так начинается комедия. Афинский правитель Тезей, влюбленный в прекрасную царицу амазонок Ипполиту, мечтает о скорой свадьбе. И хотя эти образы даны Шекспиром статично, а Ипполите вообще приходится довольствоваться несколькими репликами, режиссер филигранно вырисовывает отношения героев через жесты, паузы, мимику…
В пьесе, как известно, два основных плана действия: реальный и фантастический. Реальны Тезей и Ипполита, Лизандр (актер Евгений Точилов) и отчаянно юная Гермия (актриса Евгения Глухих), Деметрий (актер Василий Савинцев) и Елена (очень трогательная, очень… «женственная» работа актрисы Ольги Маркиной). Отец Гермии Эгей (Олег Малицкий, как всегда, покоряет зал выразительностью и темпераментом игры) является к Тезею с жалобой на свою дочь. Он выбрал ей в мужья Деметрия, но она предпочитает Лизандра (вечная тема отцов и детей). Влюбленные пары бегут в лес, где в чаще обитают духи. Лесные сцены особенно красивы и проникновенны в спектакле. Художник Игорь Рыбалко и художник по костюмам Софья Латыш создали удивительный, богатейший сказочно-мистический колорит.
В этом мире есть свой царь — лесной дух Оберон (актер Евгений Бабаш) и его своенравная жена Титания (актриса Наталья Мельникова). Замечательный дуэт! Мужественный красавец Оберон и хрупкая капризная, как ребенок, Титания. Боги разыгрывают свой конфликт, втягивают в него людей (которые так ничего и не поняли), мирятся и благословляют всех.
Театр намеренно отказывается от набившего оскомину «Свадебного марша», написанного Мендельсоном специально для спектакля (музыку к постановке Лицейского написал Сергей Шичкин).
Роли афинских ремесленников Пигвы, Заморыша, Миляги, Рыла и Основы пока далеки от совершенства (впрочем, как и эти шекспировские образы). Но квинтет актеров «уложил» зал в финале (почтенная публика умирала от хохота).
Актер Игорь Мельников… Роль маленького эльфа Пека — проказника, шалуна, насмешника. Через весь спектакль проходят его острое словцо, его, извините, безграничное обаяние. Профессиональная игра, настоящее открытие театра!
Итак, в Лицейском — новый театральный сезон. И новый спектакль — самый дорогой за всю историю театра. И один из самых… модных. Театральный мир всегда относился к Шекспиру потребительски. То отрицал его, то снова возрождал в угоду времени. Жутковатые нагуталиненные Отелло семидесятых сменились буйными Гамлетами девяностых. Мел Гибсон в «Гамлете» орет и дерется, красавчик Ди Каприо в «Ромео и Джульетте» обитает среди таблеток экстази, байкеров и священников с татуировками. Критики в шоке — молодежь ликует. Последняя голливудская интерпретация «Сна в летнюю ночь» слишком условна… То ли режиссер за сюжетную линию, то ли за историческое соответствие, то ли за пресыщенного зрителя?
…Вадим Решетников называет свои репетиции «сеансами психотерапии» (ведь ребята к нему приходят разные). Вряд ли он мечтает заработать кучу денег на своих спектаклях. А потому ни под чьи вкусы не подлаживается — делает свое дело. Будет ставить Островского и Байрона. А все остальное — равные доли таланта и смысла жизни.
Таша Папайя
«Московский комсомолец», 26 октября 2000 г.