Лицейский театр показал премьеру волшебной истории
Здесь сыграли «Короля-Оленя» Карло ГОЦЦИ с масками и интермедиями.
Спектакль в необычном для омских зрителей жанре фьябы – трагикомической итальянской сказки – появился в репертуаре Лицейского театра благодаря выпускнику ГИТИСа Юрию МИТЯКИНУ (Новосибирск), который выбрал пьесу ГОЦЦИ для своей дипломной работы. Сам он познакомился с омским театром на II фестивале моноспектаклей «ЧАТ», где был участником.
Спектакль, как и полагается комедии дель арте (то есть площадному представлению), начинается с интермедии, которая проходит в фойе. В шутливых куплетах почтеннейшую публику знакомят с сутью предстоящего повествования. Другая интермедия, уже чисто пластическая и исключительно развлекательная, а не информационная, предваряет второе действие.
В фойе находятся великолепные венецианские куклы автора Татьяны УМРИХИНОЙ. Они тоже помогают настроиться на предстоящее зрелище. Стоит заметить, художник-постановщик спектакля Марина ШИПОВА сотворила для актеров костюмы, практически не уступающие традиционным итальянским. Она же в содружестве с художниками-декораторами Ольгой ДАГАЕВОЙ и Яной ТАФИНЦОВОЙ помогла молодому режиссеру реализовать и другие замыслы: использование элементов театра теней, имитацию уличного театра (дополнительно сколоченный помост в центре сцены), применение театральных масок.
Маски, закрывающие верхнюю часть лица, меняют внешность до неузнаваемости. Они диктуют образ: актер словно по щелчку – на раз – становится другим. Будто действительно заимствует чужую душу. Периодически исполнители снимают маски и садятся по бокам игровой площадки в ожидании своей сцены. Очень интересно наблюдать за ними в эти моменты, как и интересно видеть очередную метаморфозу.
В центре сюжета романтической сказки Карло ГОЦЦИ, конечно же, коварство и любовь. За щедрый прием могущественный волшебник Дурандарте дарит королю Дерамо две важные в королевском хозяйстве вещи: изваяние, начинающее смеяться, если кто-то рядом лукавит, и заклинание, с помощью которого можно вселиться в чужое тело.
Волшебная статуя долгое время спасает Дерамо от «нерушимых брачных уз» с претендентками, которых интересует только трон. Почти три тысячи их прошло через таинственное испытание, а именно – через комнату, где находится магический предмет. И вот избранница найдена – это дочь второго министра Панталоне, юная, прекрасная Анджела, над речами которой не засмеялось изваяние. Однако в Анджелу страстно влюблен первый министр Тарталья. И выведав заклинание, он на охоте вселяется в тело короля, оставляя последнему незавидную участь стать сначала оленем, а потом – стариком-бродягой.
Тарталья в исполнении Алексея ОСИПОВА – это и злодей, и комедиант, и персонаж буффонады, и наконец, живой человек, вызывающий даже сочувствие. Прекрасный, заметный в труппе театра артист, ОСИПОВ все же никогда до этого не проявлял такой актерской изощренности, набора эмоциональных проявлений и острой характерности.
Сложная роль досталась и Евгению ТРУБКИНУ (Дерамо). По сути, это две роли. Ведь тогда, когда в теле короля живет другой человек, он должен быть тем другим. И он им становится, перенимая ужимки Тартальи, его походку, его заикание и – непостижимое чудо театра! – его сущность.
Прекрасно справилась с ролью Анджелы молодая актриса Евгения СУРОВАЯ. Она сумела показать перерождение юношеской влюбленности в любовь – зрелое, самоотверженное чувство, делающее сердце зорким, способным почувствовать подмену, а любимого человека узнать даже в безобразном старике.
Немного неубедительно выглядит Дурандарте у Николая ПУШКАРЕВА. Потому что получился Хоттабыч, а хотелось Мерлина.
Главная комическая пара Смеральдина (Дарья ОКЛЕЙ) и Труффальдино (Александр БОТКИН) – классические персонажи дель арте. Их задача вызывать смех в зале и живой отклик на актуальные реплики. Роли во многом строятся на импровизации и общении со зрителями. Кстати, раньше исполнитель роли Труффальдино обычно загодя узнавал городские новости, чтобы удачно обыграть их в своих шутках. Александр БОТКИН пошел другим путем, подкалывая медийных персон и делая короткие пародии на эстрадных исполнителей.
Среди сказочных и романтических коллизий вдруг тревожными нотками отчетливо звучит тема власти: ее обоюдоострой опасности, ее проблем. Например, когда Дерамо, говоря о пользе заклинания, рассказывает, как он «открывал виновников восстаний» и «очищал страну», перевоплощаясь в разных людей и даже животных. Или – когда заполучивший корону Тарталья начинает с упоением чинить репрессии, обещая бросить в тюрьмы тысячи невиновных. Задумывался ли такой акцент или он возникает в нашем сознании сам собою, становясь откликом на что-то сегодняшнее, сказать сложно. Но ведь еще сам ГОЦЦИ говорил, что проницательные люди в его «пустяковых» пьесах всегда найдут нечто большее, чем комедию или сказку.
Эльвира Кадырова
«Коммерческие вести», 11 июня 2021