«Лицейский театр не терпит фальши»
В начале августа исполнилось два года зданию самого молодого и непредсказуемого омского театра — муниципального Лицейского. Многие уже успели полюбить и само здание театра, и его непередаваемо уютную атмосферу, и смелые постановки, и юных актеров, играющих зачастую «на разрыв аорты». Без этого театра Омск сегодня просто немыслим.
О буднях и надеждах «лицеистов» мы спросили у художественного руководителя Лицейского театра, заслуженного артиста России Вадима РЕШЕТНИКОВА.
— Вадим Станиславович, ваш театр сильно изменился за эти два года…
— Ребята стали больше уметь. Раньше зрители говорили: «Ой, а мы думали, что это самодеятельность!» Теперь уже говорят: «А мы слыхали, что к вам не попасть…» У театра есть возможности выйти на достаточно серьезный уровень со своим «лицом», не похожим на другие. У нас же все ребята с высшим образованием — техническим и гуманитарным, для актеров это очень важно.
Наш зал на 75 мест — это лучшая камерная сцена, которую я видел в своей жизни. И надежд чисто творческих очень много. Но чем все это кончится? Когда мы вступаем в область бытовых и хозяйственных отношений, тут логика театра заканчивается и начинается логика выживания.
У нас сейчас есть полный джентльменский набор: любовь зрителей и нелюбовь некоторых коллег. Почему-то им кажется, что у Лицейского есть все необходимое. А есть оно только потому, что все заработанное на спектаклях мы отдаем театру. Ободранный театр — это не театр. Злые люди не могут создавать хорошее настроение. Голодные люди не могут заниматься творчеством. Иначе получится театр, очень похожий на настоящий, но не работающий по-настоящему.
- Сколько человек у вас учатся и играют?
У нас сейчас две младшие группы, с одной занимается Зинаида Костикова (у нее совсем малыши), с другой — Сергей Тимофеев. Его ребята немного постарше, играют «Теремок».
Среднюю группу (5-11 классы) обучают артист Гончаров из ТЮЗа и Вера Канунникова — эти ребята восстановили спектакль «Аленький цветочек» и собираются ставить «Простоквашино».
Старшая группа — в основном студенты, но возрастных ограничений у нас нет. Если человек устал или ему неинтересно в театре, он может уйти, ведь профессия у него есть. «Рабство» в нашем театре отсутствует.
… Актер — или властитель дум, или клоун. Властители дум сейчас не востребованы, но и планку опускать нельзя. Хотелось бы, чтобы после тебя остался живой, жизнеспособный организм. Театр будет таким, только если там свободные люди и живая идея. Театр по своей природе не имеет права допускать вранья.
— Изменится ли репертуар Лицейского театра?
— Нам нужно сохранить наши пять спектаклей («Давай с тобой поговорим», «Беда от нежного сердца», «Дама-привидение», «Комок», «Скифы»). У нас уже в этом году основная группа из театра не вылезала. Удивляюсь, почему они при таком режиме начинают лучше учиться, получать прекрасные дипломы!
Мы сохранили здание театра таким, каким оно было вначале, у нас все нормально с аппаратурой, звуком и светом. Более того, мы все это совершенствуем. В Лицейском нет мерзости запустения.
Сейчас нас попросили записать на видео один из спектаклей (думаю, «Комок» или «Скифы») и отправить на суд жюри театрального фестиваля «Золотая маска». Так что нас уже знают, у нас нет оснований стыдиться, что мы работаем в этом театре.
Беседовала Ольга Василенко
«Вечерний Омск», 7 августа 1999 г.