Лицейский театр
Если намеченная поездка за город сорвалась, если по телевизору смотреть нечего, а хочется чего-то новенького… В общем, если вы не знаете, как в очередной раз «убить» вечер, сходите в Лицейский театр. Нет, действительно сходите. Вне зависимости от того, романтик ли вы или скептик, искатель приключений или любитель уютных душевных посиделок. В этом замечательном театре есть практически все: искрометный водевиль и сентиментальный фарс, романтическая история и музыкальная сказка.
Спрашиваю себя: «Что же я такого увидела в этих спектаклях, что привязало меня к ним?» На каждую премьеру не хожу. Ни шедевров, что войдут в «золотой фонд», ни сенсаций. А вот поди ж ты — вдруг прорежется в памяти и в душе возникнет что-то теплое.
Известная строчка: «мысль изреченная есть ложь», — перестает быть поэтическим оборотом и становится реальностью, когда
пытаешься описать явления, которые когда-то глубоко задели и с тех пор существуют как неотъемлемая часть нашей духовной жизни.
Трудно писать о маленьких произведениях искусства — спектаклях Лицейского театра — бытие которых говорит само за себя и не требует дополнительной рекламы, в которой неизбежно будет присутствовать доля лжи.
Пришла в Лицейский театр первый раз. Все крошечное.
Чеховская Раневская восклицала: «Шкафик мой… столик мой». Сплошные уменьшительные. Так и здесь захотелось сказать: «Гардеробчик», «Вестибюльчик», «Зальчик».
Среди театров города этот выделяется мизерностью пространства и ощущением домашности.
Собственный дом театр обрел 1 августа 1997 года. Под крышей небольшого двухэтажного особнячка по Красному пути поселилась большая и дружная семья артистов.
Свой пятый день рождения театр отпразднует осенью, 15 октября. А у его истоков стоял (и по-прежнему стоит) Вадим Станиславович Решетников.
На гуманитарном факультете 66-го лицея артист драмтеатра преподавал актерское мастерство. Спектакли-уроки шли с успехом, желающих попасть в «труппу» становилось все больше. И директор лицея Раиса Тимофеевна Степанова, поддержала идею Вадима Станиславовича о создании нового театра для школьников и студентов. В театре три труппы. С самыми маленькими артистами (1-5 классы) работают режиссер-педагог Заслуженная артистка России Зинаида Николаевна Костикова и режиссер Сергей Родионович Тимофеев. Под руководством Александра Анатольевича Гончарука работают школьники 6-ых — 9-ых классов. Старшую труппу, на которой держится весь вечерний репертуар театра, составляют десяти-одиннадцатиклассники и студенты. Их наставники — заслуженные артисты России Вадим Станиславович Решетников и Вера Георгиевна Канунникова.
Здесь все как в настоящем профессиональном театре. Уроки вокала дает Лариса Железо. Говорят, что в спектакле «Давай с тобой поговорим», благодаря ее стараниям, запели даже «непоющие» ребята.
Балетмейстер Наталья Коньшина обучает молодых артистов искусству танца, Софья Латыш помогает им наложить грим перед выходом на сцену, а художник по костюмам Игорь Рыбалка облачает юные дарования Лицейского театра в одежды.
Для 160 школьников и студентов театр стал «вторым домом», настоящей «школой жизни», школой человеческого взаимопонимания. Ребята очень любят свою работу и, даже когда в театре нет репетиций, они приходят туда просто так: попить чаю, поговорить по душам…
В театре работает клуб для тех, кто очень хочет, но в силу разных причин, не может быть актером. Вместе с педагогом ребята готовят капустники, ставят мини-спектакли, смотрят фильмы, обсуждают прочитанные книги,
Как сообщила заведующая литературной частью Татьяна Шевченко, попасть в Лицейский театр может любой желающий!
Ежегодно в августе проходит набор школьников во все три труппы. Но идти на «смотрины» нужно не с пустыми руками, а с… песней, с танцем, с выученным наизусть стихотворением. Чтобы режиссер, взглянув на вас, понял: вы — именно тот актер, которого он мечтает видеть в своих спектаклях.
Беседую с художественным руководителем театра — заслуженным артистом России В. С. Решетниковым.
- Вадим Станиславович, Вы ушли из драматического и избрали нелегкий путь создания нового театра, лицейского. Почему?
- Потому что мне это нравится. Я вижу смысл в своей работе. У Лицейского театра есть свои поклонники и недоброжелатели, свой почерк, своя тональность. Его не спутаешь ни с каким другим театром. А если у творческой организации есть лицо, то вполне естественно, что кому-то оно нравится, а кому-то нет.
- От чего или от кого зависит выборновой пьесы?
— От многих причин. Во-первых, от труппы: от наличия или отсутствия в ней Гамлетов. Если их нет, то ставить Шекспира не имеет смысла. Во-вторых, от погоды на дворе, то есть от состояния общества; в-третьих, от круга проблем, которые интересуют меня; в-четвертых, от технических и материальных возможностей театра; в-пятых, от качества энергии, присутствующей в труппе; в-шестых, от осадков или отсутствия оных и от того, как «левая нога» пожелает. (Под псевдонимом «левая нога» скрывается интуиция.)
- Как происходит чтение и обсуждение выбранной пьесы?
- Чтение текста — это труд. И труд духовный. Легче всего, прочитав 2-3 страницы, воскликнуть: «Это не Шекспир! (не Чехов!)» — и забросить пьесу куда подальше. Прикидываться небожителем, знающим все наперед, — глупо. Надо попробовать честно пройти этот путь, предложенный писателем, с первой и до последней страницы. И тогда появится надежда, что артисты не исполнители чужой воли, а личности. Мне так же бывает скучно, когда чтение и обсуждение идет гладко. Если есть о чем спорить, значит, есть что ставить.
- Вадим Станиславович, не бывает ли так, что главная роль в спектакле становится для актеров яблоком раздора?
- Нет. У меня просто не бывает маленьких ролей. Это предмет профессиональной гордости — сделать так, чтобы даже самая второстепенная роль «торчала». Мое главное требование к актерам — уметь слышать друг друга и работать в ансамбле. Ансамблевость — кардинальный принцип театра, принцип, не подавляющий индивидуальность, а способствующий ее выявлению. Работа в ансамбле — это то, чем всегда отличалась русская театральная школа, и то, что мы сейчас стремительно утрачиваем. Наша задача — сохранить студийный дух, который существует в этом театре.
- Как театру удается держаться на плаву в нестабильной экономической ситуации?
- Нам очень помогает «ИТ-Банк». Без его поддержки две последние премьеры в театре просто бы не состоялись.
Служащие банка с удовольствием ходят на наши спектакли и не афишируют свою благотворительную деятельность, То что «ИТ-Банк» появился в очень нужное время и в очень нужном месте — это очевидно.
Во-вторых, мы вынуждены работать, как настоящий, профессиональный театр. За сезон с октября по май мы показываем по двести с лишним спектаклей.
На постановочные и хозяйственные нужды средства не выделяются. Задолженность по зарплате составляет 5 месяцев.
Если учесть, что ставки в театре мизерные, то это уже криминально.
Лицейский театр — самый скромный из всех, существующих в Омске, он немного стоит городу.
С другой стороны, такого театра больше нигде нет.
Это не просто театр, но и учебное заведение, где людям пытаются напомнить, что они люди.
Ни в каком другом театре такого КПД нет, как в Лицейском.
- Почему?
- В театре все сходится на артисте. Дарование актера измеряется умением удивлять зрителей. Когда артист «отыгранный», когда знаешь все его дальнейшие жесты и реплики — на
сцене ничего не происходит. Если на сцене ничего не происходит — спектакль мертвый.
Существует два театра: театр — лаборатория и театр-музей. Лаборатория — это место, где что-то исследуют, музей — это место для демонстрации художественных достижений прошлых лет. Это может быть добротно и красиво, но не может быть живым, потому что театр живет только сегодня. Играют не звания, а люди.
У Лицейского театра уникальное положение — у нас нет «отыгранных» артистов, которые бы разучились удивляться и удивлять.
Театр помогает ребятам познать изнутри материал, который они проходят на уроках литературы в школе. Когда они понимают, что поэт не подбирал красивые слова для выражения своих чувств, а жил так, то у них возникает выбор — значит, можно существовать в этом мире и по-другому.
Вот эта атмосфера и дает определенный КПД.
Театр тем больше нужен обществу, чем меньше он ему нужен. А сегодня именно такое время.
31 мая Лицейский театр закрывает 5-й юбилейный сезон премьерой-спектаклем по произведениям Александра Блока «Скифы» режиссер-постановщик Вадим Решетников. Начало в 19.00.
О. Дубонос
«Дамский альбом», 28 мая 1999 г.