Лица лицедеев
АКТ 1
Драматический лицейский театр
Действующие лица:
Режиссер Сергей Родионович Тимофеев, руководитель Лицейского театра, главный режиссер
Актер — Игорь Коротаев, 23 года.
Актриса — Надежда Лубнина, 20 лет.
Занавес поднят. Сцена пуста. Только луч света пронизывает пространство сцены. В тени — собранные столы и стулья, оставленные после репетиции. В зале ни души. Тишина, затем слышатся шаги. На сцену выходят трое.
Режиссер. …наш театр вышел из любительской студии, хотя мы сразу нацеливались на профессиональную работу.
В зале появляется театрал. Садится.
Конечно, зрители пошли к нам не сразу, а многие и по сей день думают, что мы детский театр, любительский. Но… зритель у нас — серьезный театрал, который сбегает от несовершенных спектаклей из любого театра, а здесь находит что-то свое. Посмотрите, как близко сцена. Здесь вам, зрителям, видны малейшие движения души актера. Это завораживает. Опьяняет. Это наркотик, от которого невозможно отказаться…
Замечу: ни один профессиональный театр не уживается с любительским коллективом, детским или взрослым, — все равно. Профессионалы терпеть не могут «дилетантов» в своем производстве и изо всех сил выталкивают их. А в нашем театре живут в мире и согласии театральный клуб и три студии — для взрослых актеров, подростков и самых маленьких. В клубе занимаются старшеклассники и те, кто только пришел попробовать себя в этой профессии. Если талант есть, то со временем ребята переходят в основную труппу. Ну, а кого бог миловал — их 90 процентов в клубе — уходят обогащенными: это профессиональные зрители. Кроме того, развитое воображение и талант общения помогают им в своей профессии. Со старшими ребятами мы затрагиваем одни проблемы, с младшими — другие. Так и работаем.
Актер. А спектакли? В отличие от других театров, у нас каждый ставится около года! Мы ругаемся, ссоримся, влюбляемся, мы много что делаем во время постановки. Но зато когда спектакль получается, он становится частью жизни. Артист на сцене учится не врать так, чтобы ему верили, а говорить правду.
Режиссер. Совершенно верно. Да и актеры наши! У них же по два образования! Мало кто может этим похвастаться! Первое — актерское — они получают здесь, в театре. А второе — свое, то, куда отправили их родители. Это филологи, математики, химики, экономисты, программисты, юристы, философы, танцоры… Здесь нет такого понятия, как «истертое актерское лицо». В театре каждый — личность и умница.
Актриса. А я пришла в «Лицейский» в апреле прошлого года и сразу поняла — это мой театр. Пока я не вошла в основную труппу, но буду делать всё, чтобы иметь право называться настоящей актрисой. Здесь уютно и комфортно — все равно что дома. Мы все — это одна большая семья: друг без друга уже и жить не можем. Вот, например, все разъехались на летние каникулы — казалось бы, отдыхай и радуйся. Но нет же! Я жду, когда они закончатся, чтобы поскорее вернуться в театр.
Актер. И этому есть объяснение. Любой спектакль — это живой организм. Играя в нем роль, ты проживаешь целую жизнь с другими героями, и, как части единого организма, вы уже не можете существовать, дышать друг без друга. Это мощная зависимость, скажу я вам. (Режиссеру) Я прав?
Режиссер. Да, абсолютно. Это называется сращивание. Хороший театр — всегда театр-дом. Как и в любой семье, здесь есть пики творчества, есть и обыденная жизнь, есть и ссоры. Но самое главное, (Актеру) ты прав: все мы части одного организма, которые взаимодействуют друг с другом, и отсоединение одного — очень серьезная проблема для всех.
Актриса. (Обращаясь к театралу) Вы думаете легко играть? Думаете: выучил роль — и дело в шляпе? Нет… Это очень тяжелый труд: каждую роль нужно так прочувствовать, так пережить, чтобы тебя поняли, чтобы игра твоя задела за душу. Каждый раз ищешь в себе какие-то черты и отдаешь их персонажу, тогда получается яркий, полноценный образ. Работать вполсилы нельзя. Только с полной отдачей, на всю катушку — лишь так можно добиться желаемого.
Актер. Для каждой новой роли нужны новые ресурсы. Если я играю «плохиша», то черпаю вдохновение в одном месте, если положительного героя — в другом. Я, в большинстве случаев, стараюсь изучать чужой жизненный опыт. Только из собственной практики брать примеры нельзя, иначе будешь эгоистом.
Актриса. Каждая роль заставляет задуматься. О многом… О жизни. Вот, например, моя Мадам Иванова из «Зойкиной квартиры». Даже страшно. Есть ведь такие люд. Без стыда и совести, без нравственной опоры. А они так живут… существуют.
Актер. У нас много чего связано с театром, есть коллекция интересных историй. Вот, например, одна из них. Я только пришел в театр. Вадим Станиславович Решетников, руководитель и режиссер, решил проверить меня на готовность к любому шагу. Он мне сказал: «Будешь играть женщину, побрей ноги». Я, как верная собачка, пришел домой, удобно расположился в ванной… и сделал это. На следующий день я предъявил доказательства готовности ко всему. Ответа не последовало. Лишь через несколько дней выяснилось — это была шутка. Вот такая проверка.
Занавес.
Премьера этого сезона «Зима под столом» становится участником фестиваля молодых театров в Гренобле (Франция), который будет проходить с 3 по 13 июля 2008 года.
Журнал «Дело молодое», №6 / 2008 г.