Ксения Драгунская: «Драматург — это «чокнутый локатор»
Ровно год назад в Лицейском театре был поставлен спектакль «Ощущение бороды» по одноименной пьесе драматурга Ксении Драгунской – дочери автора знаменитых «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского. Теперь Ксения приехала в Омск, чтобы своими глазами увидеть постановку.
— Театром, театральной драматургией я занялась случайно. В детстве и отрочестве я этим совершенно не интересовалась. Мама на аркане тащила меня на спектакли Эфроса и Любимова, на которых я терпеливо мучилась, чтобы её не огорчать. С подросткового возраста я писала рассказы, прозу. Всегда хотела стать прозаиком. Когда я окончила институт (сценарное отделение ВГИКа), у меня на руках уже был маленький ребенок. Больше всего мне хотелось писать, а не заниматься всеми этими памперсами. И вот однажды позвонила критик Светлана Новикова, друг нашей семьи, и сказала: если написать полпьесы и отвезти ее в министерство культуры, то можно поехать на семинар драматургов в пансионат Союза театральных деятелей в Рузу. На двадцать четыре дня! Бесплатно! С пишущей машинкой! Я достала какие-то свои вгиковские короткометражки, придала им вид черновиков пьесы, отвезла всё это (Интернета тогда не было) в театральный отдел Министерства культуры и была принята на семинар. Там я написала пьесу «Земля октября». Ее быстро опубликовали, поставили в Германии, и я решила, что в те двери, которые открыты, надо идти.
-На ваш взгляд, драматургом может стать каждый человек при наличии каких-то знаний?
-Мне кажется, что самое главное для драматурга – это особый способ мышления и умение замечать что-то интересное вокруг себя. Слышать и видеть. Обыкновенный человек и внимания не обратит на какую-то реплику или сценку, а у драматурга в голове тут же целая пьеса вырастает. Поэтому драматурги – люди немножко чокнутые, такие локаторы, ловцы слов и картинок.
-Ксения Викторовна, как вы считаете, какие темы сейчас больше всего волнуют современных драматургов?
-Почти все молодые авторы пишут про семью. Человек выбрался из-под опеки родителей и начинает строить свой родной адик. Еще одна популярная тема — невозможность взаимопонимания, инфантилизм, обычно мужской. Про это чаще пишут женщины. Словом – жажда и невозможность счастья. Вполне «чеховская» линия.
-А вам нравятся эксперименты в театре?
-Да, мне очень хочется чего-то необычного. Все наши пьесы, даже современные — это сплошные разговоры. Такое чувство, что все молодые ребята ориентированы на «домик с колоннами». Такой вот старозаветный театр, где можно уютно подремать, пока люди на сцене что-то бубнят. Мне больше интересно другое. Например, в Хорватии есть такая театральная группа – «Отбрасывающие тени». Они делают спектакли на заброшенных заводах и других необычных местах. С помощью актеров их зрители отправляются в удивительное приключение. Я как-то участвовала в таком мероприятии: мне завязали глаза, куда-то вывели, наплели про какие-то реки-озера и оставили на маленьком пешеходном островке среди магистрали. Это было очень неожиданно и интересно. Мне кажется, что молодежь и должна тяготеть к экспериментам, находить какую-то другую дорогу к умам и сердцам зрителей. Бесконечные вязкие словеса на театре уже не работают.
Екатерина Шишикина
«Ореол», 8 апреля 2015 г.