Комплексы лабиринтов
7 октября в Лицейском театре шёл премьерный спектакль по пьесе А. Пояркова «Татарин маленький».
Простенький сюжет, на первый взгляд, не оставляет возможности квартету актеров захватить зал. Банальная история, никчемные поступки героев, доморощенный психоанализ. Но постепенно местечковая трагедия главного героя (актер Вениамин Скосырев) начинает разрастаться до общечеловеческих моральных болячек. Что есть совесть, правда, комплексы, поступок? И как человеку со всем этим уживаться?
Вопрос главному режиссеру театра В. С. Решетникову:
— Вадим Станиславович, в начале спектакля я никак не могла определить свое состояние. Что-то рядом с раздражением. Затем динамика пьесы, игра ребят отвлекли, но вопрос все-таки остался… Как вы считаете, вправе режиссер отдавать молодому актеру серьезные возрастные проблемы героя пьесы? Проще говоря, пышущий здоровьем Вениамин Скосарев, играя надломленного, больного интеллигента-ипохондрика, ставит зал в неловкое положение. Герою верить нужно, а сделать это сложно. Или я не права?
-Нет, конечно… можно так думать. Да, молодость в данном случае — это порок, который проходит… Видишь ли, здесь дело в том, что мне через пять минут игры актера становится абсолютно безразлично количество складок на его лице.
— А я не про внешнее сходство.
— Мне интересно, что меняется с ним самим, то есть как движется внутренний сюжет. Суть-то спектакля достаточно проста. Что есть человек, освобожденный от такой химеры, как совесть? Это может быть в любом возрасте! Но есть человек, нагруженный больными воспоминаниями по самую макушку. Он как та сороконожка, которая задумывается над действием сороковой ноги во время поднятия одиннадцатой. Все! Он встал. Он не человек! Ты прислушайся к репликам героя: ну садитесь, ну идите, ну я не знаю… Это не временное… Если бы в пьесе как-то очень наглядно, жестко проявлялись возрастные проблемы, да ни в жизнь бы я не взялся за это дело! Я тебе больше скажу. Сейчас мы взяли книжку Л. Филатова по мотивам Аристофана «Лисистрата». Ну помнишь, женщины решают проучить мужчин за бесконечные войны и отказывают им в любви.
— Помню, конечно. И фильм тоже помню. С Еленой Кореневой в главной роли.
— Не знаю, фильм не видел. Ну так вот. Сюжет-то не пенсионный. Древняя Греция, героям шестнадцать-двадцать лет от силы. Это мой возраст актеров! А я боюсь это ставить, потому что спектакль может натолкнуть зрителей на мысль: «А не молоды ли они еще, чтобы ставить такие проблемы?»
-Алексей Поярков — современный автор?
-Да, я с ним несколько раз беседовал по телефону. По-моему, очень неглупый, достаточно непростой и безусловно одаренный человек.
-Вадим Станиславович, почему в названии спектакля указано «почти водевиль»?
-А вы видели хоть один водевиль без куплетов? Здесь их нет. А водевиль, нагруженный нравственными и философскими категориями? Но автор пишет водевиль. Я как постановщик ближе к зрителю, и я делаю подлую приписочку «почти». Чего смеешься?
-А не хотите ругаться! Красиво справляетесь с «нехорошими» вопросами, изящными словесными пируэтами буйных девушек в чувство приводите... (Теперь уже оба смеемся, но остается еще один вопрос.) Однажды Мечислав Шарган сказал: «Туннели мучаются комплексами лабиринтов». Куда попадает ваш герой?
-Это будет зависеть от того, какое волевое решение он примет после финального занавеса.
-И зритель тоже?
-Да, и зритель…
Таша Папайя
«Московский комсомолец», 10-17 октября 2002 г.