«КОМОК» В ЛИЦЕЙСКОМ ТЕАТРЕ
(попытка рецензии без реверансов)
Муниципальный Лицейский театр есть исключительно любопытное явление нашей культурной жизни в том смысле, что благополучно совмещает в себе достоинства (а в какой-то мере, конечно, и специфические недостатки) как театра любительского, так и театра профессионального. Таково впечатление, во всяком случае, от работы старшей группы молодых актеров. Силами этой части лицейской театральной труппы и сделан новый спектакль по пьесе Алексея Слаповского «Комок», премьера которого состоялась в прошлый понедельник, 29 марта.
Зачем, казалось бы, употреблять не самое приятное слово «любительский», говоря о, театре, который, напротив, старается привить подлинный актерский профессионализм даже ребятам довольно нежного, по закулисным понятиям, возраста? Те, кто не только любит, но и хорошо знает (как, например, автор этих строк) изнутри среду профессиональных актеров, представляют, какой специфический отпечаток накладывает это необычное ремесло на весь внешний облик, характер и манеры человека, сим ремеслом живущего. И уж ежели на человеке, вышедшем на сцену, этого налета не видишь, от него уже ждешь не только и не столько мелких профессиональных погрешностей, сколько живости и непредсказуемости, приятных глазу и уху (ради чего некоторые и любят ходить на любительские спектакли).
Насколько мне известно, актеры-студенты принимали самое активное участие в выборе пьесы для постановки. Принципы, которыми руководствовался при этом театр, вполне понятны: поставить актуальную пьесу, да еще и такую, которую во времена моей юности именовали «молодежной». Но не «чернушную» (через груды каковых, видимо, пришлось пробраться при отборе), а более лирико-романтическую, что ли, желательно с неким философским подтекстом и прочими приятными вещами. Если критерии были и вправду таковы, то можете себе представить, с какой трудной задачей столкнулись молодые люди. Этим и оправдывается, полагаю, выбор пьесы Слаповского — весьма относительно соответствующей вышеперечисленным требованиям.
О слабости драматургического материала никак нельзя не упомянуть — иначе мы не оценим должным образом работы, проделанной молодыми актерами и опытным режиссером (заслуженный артист России Вадим Решетников). Давно я не видывал пьес (если не считать безграмотных инсценировок), где главный герой ни на секунду не уходит со сцены. В этом смысле мы смело можем считать исполнителей роли Михаила (на премьерном спектакле — Евгений Бабаш) героями труда. Пришедшее из глубокой древности единство места еще можно, скажем, извинить тем, что в «Комке» оно воистину доведено до абсурда. Уличный коммерческий ларек, кажется, так тесен для разыгрывающихся внутри него страстей, что мы вправе задать автору вопрос: а не слабо накатать современную пьесу «Башенный кран» или «Скафандр»? О кабине упомянутого крана, кстати, логично и символично мечтает (якобы в шутку) подруга главного героя Жанна (Татьяна Жаркова). Мечтает, как о чем-то, надежно ограждающем от страстей проклятого мегаполиса.
Сюжет — не такой уж мудреный. Скажем лишь, что спектакль — про любовь как чудное мгновение в условном аду насквозь пьяной и развратной столицы нашей родины. Не то, чтобы страшно, не то, чтобы очень смешно, но некоторые сцены написаны неплохо, и лицейские актеры с удовольствием (и умением!) их играют. Давно вошедший в профессиональные анекдоты навык «держать паузу» — отнеситесь к этому серьезно! — в двух-трех местах дает настолько точный эффект, что любо-дорого. Хорошая школа безусловно видна. Ну, бывает, срываются актеры на крик там, где не надо — но вряд ли чаще, чем в любом другом профессиональном театре Сибири.
Несколько утрированный ужас окружающего «комок» мира олицетворяют в пьесе алкаши обоего полу (которых на премьере сыграли Ольга Маркина и Сергей Козача). Вроде они и убедительно, профессионально сыграны. Только разве что внешние признаки алкоголизма сработаны чуть более увлеченно, чем надо, — такое любят обычно как раз актеры-любители (из-за мнимой характерности, что ли). А что до основных персонажей, то бесконечно очаровательными вышли роли несчастной Корнелии (актриса Лидия Заломова) и несчастной же Наташи (актриса Наталья Лаутеншлегер). Список несчастий, им грозящих, драматург, правда, тактично ограничил панелью да тем же алкоголизмом — все-таки пьеса не «чернушная». И потому воплощение того и другого образа дает возможность как-то поюморить (по-нашему-то это еще выходит добрый юмор, а никакой не черный). А, да, еще бедные дамы подвержены сексуальной агрессии со стороны персонажа Николая, который, я полагаю, был задуман автором все же как этакий негодяй, а сыгран Вениамином Скосаревым как обычный, симпатичный такой наш паренек — в чем актер, видимо, и прав. Ну и грех не сказать о, казалось бы, условно-гротескно-символическом образе ларька с международным именем и универсальным акцентом (в роли Альберта на премьере воистину блистал Олег Малицкий). Этот полуфантастический персонаж вышел едва ли не самым живым и, во всяком случае, самым, по-моему, реалистичным.
Скажу-ка я, пожалуй, еще раз об этом всяческом «сексе» в спектакле. Очень все это хорошо сделано: тактично, мудро, что ли, естественно — может, так гармонично и должно подобное получаться именно у молодых актеров. А то многие из закоренелых профессионалов так то ли не умеют, то ли художественные принципы у них другие.
Может быть, кто-нибудь считает, что премьера в махоньком по размерам театрике с не совсем еще заслуженным актерским составом и не требует такой пространной рецензии. Может, надо было написать о доброй городской администрации, без которой ничего бы этого не было, о добрых педагогах, без которых тоже не было бы ничего, о прочих добрых лицах и организациях. А может быть и так, что сим достойным людям и уважаемым инстанциям покажется не менее приятным, если об их симпатичном детище говорят всерьез и без высокомерного снисхождения.
Александр Пименов
«Московский комсомолец», 8 апреля 1999 г.