«Команда молодости нашей»
«Не покладая рук ищем хорошие современные пьесы. Читаем, приглядываемся, сравниваем. Материала много. Материал разный. Раскованность в мыслях и поступках — невообразимая, а театр — лицейский. Поэтому вопрос репертуара для нас — самый важный. Если не хотим сойти со своей дороги, если не хотим потерять свое лицо».
В рассуждениях о театре художественный руководитель Лицейского заслуженный артист России Вадим Решетников принципиален, остр, категоричен. Не только в отношении своего, родного. В отношении театра вообще — его сути, роли, цели. А ведь когда театр, как сильный магнит, притягивает молодых, концентрируя их эмоции, принципиальности не может не быть.
Сделать спектакль для молодых и о молодых — этого мало. Его надо сделать искренне, объемно, на высоком градусе правды. Правды театральной и человеческой. Тогда сегодняшний молодой зритель, такой сложный и недоверчивый, откроет душу и, возможно, посмотрит на окружающий мир по-другому.
Новый сезон Лицейский театр по традиции открыл премьерой — спектаклем «Команда» по пьесе Семена Злотникова. Это, конечно, не Шекспир. Накал страстей по драматургической шкале далек от отметки «мировая трагедия». Но, тем не менее, пьеса теплая, добрая. И ее появление в Лицейском, по словам Вадима Решетникова, вполне логично. Это тот случай, когда к конечному результату «на ощупь» идут и актеры, и сам режиссер. «Команда» стала режиссерским дебютом для актера Академического театра драмы Руслана Шапорина, который уже около года сотрудничает с лицеистами.
— Руслан пришел ко мне и сказал, что хочет поставить в театре спектакль по пьесе Злотникова. Я ее перечитал, и сначала она показалась мне простоватой. Потом, наоборот, слишком трудной для работы. Но Руслан очень уверенно заявил, что знает, как сделать спектакль, — вспоминает Вадим Решетников.
Ну, режиссер так режиссер. Труппа была отдана Шапорину в полное творческое распоряжение. Плюс абсолютная свобода в действиях и никакого вмешательства в процесс со стороны художественного руководителя. Разве что профессиональный совет, если он понадобится.
ДРУГОЙ ФОРМАТ
…Не заладилась в тот день тренировка у гандболисток команды «Текстильщицы». В ней — одни девчонки. Они шумят, «прикалываются», спорят и язвят. Даже строгому тренеру с целым набором моральных принципов непросто их утихомирить. Одна влюбилась, другая завидует, третьи ревнует, четвертая просто хихикает. И так всегда. По в тот день тренировка с самого начала не заладилась. Внешне действия в пьесе практически никакого. События, двигающие сюжет, можно перечислить по пальцам одной руки. Вся динамика — в словесных перепалках и выяснении отношений.
— На протяжении пьесы девчонки стоят в строю и говорят, говорят, говорят… Нам вообще долго было не понятно, как мы будем это играть, — рассказывает Наталья Мельникова,
исполнительница роли Алевтины. — Сначала у нас и правда мало что получалось. Вся работа была основана на импровизации, на этюдах. При этом до конца было неясно, кто какую роль будет играть. Кто смог работать в таком непривычном для нас формате, смог перебороть себя, самостоятельно мыслить и искать, тот остался.
История о женской гандбольной сборной, участницы которой в перерывах между тренировками (а иногда и во время) заняты решением своих личных, сердечных проблем, и правда кажется простой. И вопросы, которые ставит пьеса, тоже звучат незамысловато; любовь или карьера? личное или общественное? человеческое или…
Но это на поверхности. А копни-ка чуть глубже — пропадешь в лабиринте возможных ответов. Каждая из героинь хочет любить и быть любимой. А тренер хочет создать крепкую команду, способную прийти к победе. Хочет научить своих подопечных отличать истинные идеалы от «барахла», научить делать выбор не колеблясь. В жизни, как и в спорте, необходимо соображать быстро: «скорость врубил — и поперли, полетели». Иначе первым станет кто-то другой. Не ты.
— Девчонки еще молоды, а тренер уже прошел через соблазны страсти, — рассуждает актер Евгений Точилов о своем герое. — В такой бескомпромиссной верности спорту он близок к гениальности. Это сильный человек, способный отстаивать убеждения до конца. Но всегда нужно уметь остановиться, иначе даже самая замечательная идея способна перейти в свою противоположность. Есть люди, которые достигают в любимом деле огромных высот, но по жизни они одиноки. А есть такие, кто мог бы «дотянуться до звезд», но предпочел личное счастье. Нам хочется, чтобы зрители задумались о том, что является главной ценностью для них.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
У каждого героя своя правда. И, словно разбивая стену из моралистических рассуждений тренера, из тесного пространства «спортивных идеалов» вырывается и пространство чувств Алевтина. Они знакомы всего пару дней. У него странное имя — Юван. Это Алевтина его так называет (дебютная роль Вячеслава Еремина на сцене Лицейского). Вчера она спасла его от бандитов, сегодня он приехал, чтобы забрать ее с собой. В их истории никакой логики, только любовь. А между тем под угрозой единство команды, ведь Алевтина — классный вратарь, и без нее «Текстильщицам» не видать победы. Что делать тренеру, воспринимающему эту историю не больше, чем «романтический бред»? Что делать Алевтине? Есть ли в этой борьбе правые и неправые? Ни на один вопрос в спектакле нет ответа. И все возможные решения выходят за пределы театра, перемещаясь в наши, зрительские мысли. Собственно, для этого все и затевалось.
— Я ставил спектакль о любви, — говорит режиссер Руслан Шапорин. — О любви разной — к делу, к женщине, к мужчине. Мы так его и назвали: история не одной любви. Мне хотелось получше познакомиться с лицеистами, а поскольку в коллективе много девчонок, то и пьесу я подобрал с «женским населением». Не было никакого пафоса: вот, мол, посмотрите, я режиссер. Я им все время твердил, что я такой же артист, только сейчас стою по другую сторону и наблюдаю процесс со стороны…
И все-таки режиссура — это чертовски соблазнительно. Руслан почти уверен, что за первой попыткой рано или поздно последует вторая, потом, может, даже третья…
Главное, чтобы была правда, чтобы театр сохранял свою свежесть. Пожалуй, это ключевое слово для такого явления, как Лицейский.
— Оно определяет всю жизнь, работу и цели нашего театра, — соглашается Вадим Решетников, — именно свежесть притягивает сюда зрителей. Пусть актеры еще не все знают и не все умеют. Зато в том, что делают, они всегда искренни.
В. Калашникова
«Омская Муза», декабрь 2006 г.