«Команда молодости нашей»

«Не покладая рук ищем хорошие сов­ременные пьесы. Читаем, пригляды­ваемся, сравниваем. Материала мно­го. Материал разный. Раскованность в мыслях и поступках — невообрази­мая, а театр — лицейский. Поэтому вопрос репертуара для нас — самый важный. Если не хотим сойти со сво­ей дороги, если не хотим потерять свое лицо».

В рассуждениях о театре художес­твенный руководитель Лицейского заслуженный артист России Вадим Решетников принципиален, остр, категоричен. Не только в отноше­нии своего, родного. В отношении театра вообще — его сути, роли, цели. А ведь когда театр, как сильный маг­нит, притягивает молодых, концент­рируя их эмоции, принципиальнос­ти не может не быть.

Сделать спектакль для молодых и о молодых — этого мало. Его надо сделать искренне, объемно, на вы­соком градусе правды. Правды те­атральной и человеческой. Тогда се­годняшний молодой зритель, такой сложный и недоверчивый, откро­ет душу и, возможно, посмотрит на окружающий мир по-другому.

Новый сезон Лицейский театр по традиции открыл премьерой — спек­таклем «Команда» по пьесе Семена Злотникова. Это, конечно, не Шекс­пир. Накал страстей по драматурги­ческой шкале далек от отметки «ми­ровая трагедия». Но, тем не менее, пьеса теплая, добрая. И ее появле­ние в Лицейском, по словам Вадима Решетникова, вполне логично. Это тот случай, когда к конечному ре­зультату «на ощупь» идут и актеры, и сам режиссер. «Команда» стала режиссерским дебютом для актера Академического театра драмы Рус­лана Шапорина, который уже около года сотрудничает с лицеистами.

— Руслан пришел ко мне и сказал, что хочет поставить в театре спек­такль по пьесе Злотникова. Я ее пе­речитал, и сначала она показалась мне простоватой. Потом, наоборот, слишком трудной для работы. Но Руслан очень уверенно заявил, что знает, как сделать спектакль, — вспо­минает Вадим Решетников.

Ну, режиссер так режиссер. Труп­па была отдана Шапорину в полное творческое распоряжение. Плюс аб­солютная свобода в действиях и ни­какого вмешательства в процесс со стороны художественного руководителя. Разве что профессиональный совет, если он понадобится.

ДРУГОЙ ФОРМАТ

…Не заладилась в тот день трени­ровка у гандболисток команды «Тек­стильщицы». В ней — одни девчонки. Они шумят, «прикалываются», спо­рят и язвят. Даже строгому тренеру с целым набором моральных принци­пов непросто их утихомирить. Одна влюбилась, другая завидует, третьи ревнует, четвертая просто хихика­ет. И так всегда. По в тот день трени­ровка с самого начала не заладилась. Внешне действия в пьесе практи­чески никакого. События, двигаю­щие сюжет, можно перечислить по пальцам одной руки. Вся динамика — в словесных перепалках и выясне­нии отношений.

—  На протяжении пьесы девчонки стоят в строю и говорят, говорят, го­ворят… Нам вообще долго было не­ понятно, как мы будем это играть, — рассказывает Наталья Мельникова,
исполнительница роли Алевтины. — Сначала у нас и правда мало что по­лучалось. Вся работа была основа­на на импровизации, на этюдах. При этом до конца было неясно, кто ка­кую роль будет играть. Кто смог ра­ботать в таком непривычном для нас формате, смог перебороть себя, са­мостоятельно мыслить и искать, тот остался.

История о женской гандбольной сборной, участницы которой в пере­рывах между тренировками (а иног­да и во время) заняты решением своих личных, сердечных проблем, и правда кажется простой. И вопро­сы, которые ставит пьеса, тоже зву­чат незамысловато; любовь или ка­рьера? личное или общественное? человеческое или…

Но это на поверхности. А копни-ка чуть глубже — пропадешь в лаби­ринте возможных ответов. Каждая из героинь хочет любить и быть лю­бимой. А тренер хочет создать креп­кую команду, способную прийти к победе. Хочет научить своих подо­печных отличать истинные идеалы от «барахла», научить делать выбор не колеблясь. В жизни, как и в спор­те, необходимо соображать быстро: «скорость врубил и поперли, поле­тели». Иначе первым станет кто-то другой. Не ты.

—  Девчонки еще молоды, а тренер уже прошел через соблазны страс­ти, — рассуждает актер Евгений Точилов о своем герое. — В такой бескомпромиссной верности спорту он близок к гениальности. Это силь­ный человек, способный отстаивать убеждения до конца. Но всегда нуж­но уметь остановиться, иначе даже самая замечательная идея способна перейти в свою противоположность. Есть люди, которые достигают в лю­бимом деле огромных высот, но по жизни они одиноки. А есть такие, кто мог бы «дотянуться до звезд», но предпочел личное счастье. Нам хо­чется, чтобы зрители задумались о том, что является главной ценнос­тью для них.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

У каждого героя своя правда. И, словно разбивая стену из мора­листических рассуждений трене­ра, из тесного пространства «спор­тивных идеалов» вырывается и пространство чувств Алевти­на. Они знакомы всего пару дней. У него странное имя — Юван. Это Алевтина его так называет (дебют­ная роль Вячеслава Еремина на сце­не Лицейского). Вчера она спасла его от бандитов, сегодня он приехал, чтобы забрать ее с собой. В их исто­рии никакой логики, только любовь. А между тем под угрозой единство команды, ведь Алевтина — классный вратарь, и без нее «Текстильщицам» не видать победы. Что делать тре­неру, воспринимающему эту исто­рию не больше, чем «романтичес­кий бред»? Что делать Алевтине? Есть ли в этой борьбе правые и не­правые? Ни на один вопрос в спек­такле нет ответа. И все возможные решения выходят за пределы театра, перемещаясь в наши, зрительские мысли. Собственно, для этого все и затевалось.

— Я ставил спектакль о любви, — говорит режиссер Руслан Шапорин. — О любви разной — к делу, к жен­щине, к мужчине. Мы так его и на­звали: история не одной любви. Мне хотелось получше познакомиться с лицеистами, а поскольку в коллек­тиве много девчонок, то и пьесу я по­добрал с «женским населением». Не было никакого пафоса: вот, мол, пос­мотрите, я режиссер. Я им все время твердил, что я такой же артист, толь­ко сейчас стою по другую сторону и наблюдаю процесс со стороны…

И все-таки режиссура — это чер­товски соблазнительно. Руслан поч­ти уверен, что за первой попыткой рано или поздно последует вторая, потом, может, даже третья…

Главное, чтобы была правда, что­бы театр сохранял свою свежесть. Пожалуй, это ключевое слово для такого явления, как Лицейский.

— Оно определяет всю жизнь, ра­боту и цели нашего театра, — согла­шается Вадим Решетников, — именно свежесть притягивает сюда зрите­лей. Пусть актеры еще не все знают и не все умеют. Зато в том, что дела­ют, они всегда искренни.

В. Калашникова

«Омская Муза», декабрь 2006 г.