Как для взрослых, только намного лучше!
Муниципальный Лицейский театр. Е. Шварц. «Голый король». Постановка засл. арт. России В. Решетникова, режиссер-педагог — засл. арт. России В. Канунникова, художник М. Усова, композитор О. Константинов.
Позволю себе слегка перефразировать классика детского театра А. А. Брянцева, дабы «чеканно сформулировать» свое отношение к увиденному. Так вот, новый спектакль рожденного год назад (и, кстати, единственного в России) городского Лицейского театра «Голый король» поставлен как для взрослых, только намного лучше.
То, что делают на сцене молодые актеры-любители, можно назвать упоением, высоким лицедейством во имя радости. «Энергетический заряд» спектакля мощно распространяется по зрительному залу с первых же минут начала действия и уже не отпускает зрителя до закрытия занавеса, когда логичным завершением выплеска эмоций становятся бурные, искренние и добрые аплодисменты.
Бесспорное попадание театра «в яблочко» — репертуарный выбор. И не потому, конечно же, что у блистательного драматурга Евгения Шварца в этом году 100-летний юбилей. «Голый король», написанный в середине «развесёлых» 30-х годов и впервые напечатанный в 1960-м, — выявляет сегодня такую драматургическую свежесть, такой многозначный подтекст и такой «свежий язык», что нынешние рефлексирующие драматурги могут только локти кусать себе от зависти. Текст Шварца в устах артистов — любителей буквально «искрится». И реакция на него со стороны зрителей (а на этот спектакль ходят воистину от 7 до 70 лет) даже более чем адекватна.
Превратить сказку в жизнь и сделать её сегодняшней — задача почти сказочная. Но театр справился с ней, добившись результата изящного, ярко театрального и высокохудожественного.
Ставшее притчей во языцех понятие «художественная самодеятельность» (и мне уже как-то доводилось писать об этом) почему-то воспринимается многими лишь на уровне второго («ударного») слова: самодеятельность. Лицейский театр в очередной раз расставил все точки над «i»: если искусство, которое творится любителями, художественно, — это Искусство.
Браво вам, талантливые молодые артисты — лицеисты Александр Каплин и Ольга Маркина (о, как волшебна и прекрасна была сцена первой встречи-влюбленности Принцессы и Свинопаса!), Тимофей Целовальников (думаете, это так-то уж просто — сыграть аж самого Министра нежных чувств?!), Сергей Мартьянов (добрейший ироничный Христиан), Марина Отрубенникова (две яркие роли, два Совершенно разных характера — Первой фрейлины и Первой дамы), Василий и Денис Луцак (королевские роли! Отец принцессы и король «голый») и все-все остальные, дарящие зрителям праздник!
Оригинальная динамичная музыка (в «гладковских» традициях), органично сопровождающая весь спектакль, — так же, как и сама сказка, одновременно и «сказочна», и современна. И вот разве что чуть-чуть облегченным показался финал. Финал с зажигательным, искрометным танцем всех персонажей. Это было, конечно же, очень эффектно и театрально, но как-то… незамысловато. Незамысловато для очень и очень «замысловатой» сказки, и по сей день рождающей так много эмоций и ассоциаций. И, уже уходя после закрытия занавеса из «наэлектризовано-счастливого» зала, почему-то казалось, что вот сейчас выбежит на сцену маленький мальчик и громко и весело крикнет: «Эй, куда вы? Не уходите, оставайтесь в театре! Потому что там, куда вы уходите, — много голых королей! Оставайтесь! Ведь у нас — любовь!..»
С. Денисенко
«Вечерний Омск»,1 февраля 1996 г.