«Как говорил папа Карло… Карло Гоцци…»

19 марта фестиваль «Лучшая театральная работа» по итогам 2021 года открылся спектаклем Лицейского театра. Зрители увидели комедию Карло Гоцци «Король-олень» в постановке молодого режиссёра из Новосибирска Юрия Митякина.

Конечно, представить на фестиваль дипломную работу выпускника ГИТИСа — риск, но в этом проявился дух театра-студии, театра-школы, миссия которого — поддерживать и развивать молодые таланты.

Комедия дель арте началась уже в фойе: маски Бригелла и Смеральдина потешали публику, задорно импровизируя, по заветам «папы Карло. Карло Гоцци». Они и поведали, что сегодня начинается фестиваль, а Смеральдина даже показала брату Бригелле портрет некоего Алессандро Вислоу, председателя неподкупного московского жюри фестиваля. Да, в этом году работы омских театров оценивают московские критики Дмитрий Абаулин, Анна Казарина и Александр Вислов.

Уже в зале прежде, чем открылся занавес, к зрителям вышел седовласый рассказчик Чиголотти (Николай Пушкарёв), своим обращением он как бы перенёс нас из обыденности в сказку. Не он ли тот самый «папа Карло», фантазией которого и рождена эта сказка? Не случайно ведь в конце он становится и воплощением волшебника Дурандарте, магической силой которого разрешаются проблемы героев…

Но вернёмся к началу. Вот взвился занавес, и мы увидели на сцене… вторую сцену. Вернее, наклонные подмостки в центре. Именно на них, как в площадном театре времён Гоцци, разыгрывалась сказка, а актёры, которые не участвовали в той или иной сцене, становились зрителями. В маленьком зале Лицейского театра это рождало чувство особого единения.

Комедия дель арте — театр масок, но в этом спектакле у двоих персонажей (кроме рассказчика) масок нет. Это романтические герои: король сказочной страны Дерамо (Евгений Трубкин) и его избранница Анджела (Евгения Суровая). Главное достоинство их персонажей — искренность, безыскусность.

Евгения словно создана для ролей лирических героинь. Это отметил на обсуждении спектакля и Александр Вислов, пожелав молодой актрисе развивать драматическое начало роли. Уверена, талант позволит Евгении справиться с этим, ведь она ещё в самом начале творческого пути. А вот Трубкин порадовал и жюри, и зрителей удивительным перевоплощением: как только в него вселился дух злодея Тартальи, изменились и пластика, и мимика актёра. Не только Анджела, но и мы увидели в облике добродушного короля совсем другого человека.

Лица всех остальных героев закрывали полумаски. Иногда, становясь зрителями, актёры снимали их, что позволяло, отстранившись от персонажа, живо реагировать на то, что происходит на подмостках. Но когда надо было выходить на эти подмостки, каждый, надевая свою маску, как бы стирал с лица индивидуальность, превращаясь в характерного для комедии дель арте персонажа с заранее заданными свойствами.

Члены жюри посетовали на то, что маски такие унифицированные, почти не отличающиеся друг от друга, хотя они могли бы более точно передавать характеры героев. Соглашусь с тем, что такие «стёртые» маски усложняли задачу актёров, но, возможно, режиссёр и стремился к тому, чтобы характер персонажа передавался актёрскими средствами. Прежде всего — через пластику. Да и возможности мимики в масках, закрывающих только верхнюю часть лица, актёры использовали вполне умело.

В целом первый фестивальный показ вызвал благожелательные отзывы членов жюри. На обсуждении спектакля с труппой Анна Казарина призналась, что очарована актёрами, которые пустились в такое сложное приключение. Она напомнила, что комедия дель арте — это вызов для театра, поскольку для неё характерен жёсткий набор эстетических принципов, типов героев, пластических решений. Но и в этой жесткой структуре актёры смогли проявить себя. Особенно она отметила два актёрских дуэта. Первый — шуты Бригелла и Смеральдина (Иван Пермяков и Дарья Оклей), которые виртуозно и в общем сюжете участвуют, и свою линию ведут. Второй — дуэт Татртальи и Клариче (Алексей Осипов и Фариза Баткина). Клариче не может ослушаться отца-тирана, но её пластика, мимика, ритм сценического существования выдают в ней человека, который внутренне сопротивляется тирании, хоть и не может выразить это открыто.

Александр Вислов признался, что во время просмотра порой вспоминал другой спектакль по сказке Гоцци — легендарную «Принцессу Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Да, принципы синтетического театра и в омской постановке воплощаются в самых разных проявлениях. Есть, например, элементы теневого театра, используются тростевая и перчаточная куклы.

Разбирая сильные и слабые стороны актёрских работ, Александр Вислов особо отличил Алексея Осипова в роли злодея Тартальи. Его героя выделяет не только особенная маска с длинным клювом, не только сложный пластический рисунок роли, не только интонационное разнообразие. Главное — здесь есть поиск глубокого характера. Возможно, определился первый претендент на приз «Лучшая мужская роль»? Посмотрим!

Наслаждение, с которым актёры погружаются в этот театр условности, ирония Гоцци особенно подкупают зрителей. Но, как отметил Александр Вислов, ироническое начало не всегда удаётся соединить «с полной гибелью всерьёз», хотя у Гоцци это, как и указано в программке спектакля, «трагикомическая сказка». Но это замечание он адресовал, скорее, режиссёру, отметив в то же время, что постановка очень живая, а Лицейский театр — «маленький, но настоящий».

Думаю, любой, кто бывал в Лицейском, с этим согласится.

 

Елена Петрова
http://omskregion.info/news/106211-kak_govoril_papa_karlo_karlo_gotstsi_/
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»

20 марта 2022