Как артисты Лицейского театра портят демографию Омска (Сентябрьский спич)

С одной стороны, – радостно. С другой стороны, – грустно… И всё же – да порадуемся в очередной раз «за наших»!..

Информационный повод для спича (тем паче в преддверии октябрьского 20-летия Омского Лицейского драматического театра) – одновременно и весомый, и грустный, и радостный: несколько актёров-лицеистов уехали в «столицы»: двое – в Питер, двое – в Москву…

А точнее – так: очередные талантливые воспитанники Лицейского драматического продолжили «торить свою судьбу» уже не в Омске. В принципе, – всё в соответствии со словами основателя Омского Лицейского театра Вадима Решетникова: «Главное – продолжать «учиться, учиться и учиться». Надо всё время двигаться вперёд, в направлении освоения профессии, чтобы трудное становилось привычным, а привычное – лёгким».

У них – новый учебный год. Новый старт. И да порадуемся в очередной раз «за наших»! Кратенько – о каждом. Итак, – «штатный» лицеист Егор Шмыга.

В театре – 12 лет, обучался во Второй студии театра, работал с режиссёром Владимиром Майзингером, был плотно занят в репертуаре (среди многих спектаклей – «Сон в летнюю ночь», «Холодное сердце», «Ладо моё…», «Ревнивая к себе самой», «По щучьему веленью», «Шалый», «Убийство Гонзаго», «Ощущение Бороды»), был ассистентом режиссёра Второй студии Александра Серова, помощником режиссёра Евгения Бабаша в недавнем премьерном спектакле «Ощущение Бороды». Сегодня Егор – студент-первокурсник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, факультет актёрского искусства и режиссуры (курс Галины и Сергея Бызгу).

Далее – Станислав Пеховский. С 2009-го – во Второй студии у Владимира Майзингера, с 2012-го – в штате театра. Лицедействовал-лицействовал в спектаклях «Сказки в нашей жизни», «День радио», «Сон в летнюю ночь», «Холодное сердце», «Летучий корабль». Сегодня – студент-первокурсник Всероссийского университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), курс (ни много ни мало!) Владимира Меньшова.

Студентом-первокурсником у Меньшова стал и Евгений Серобабин.

Пять лет назад он пришёл в Первую студию к Евгению Бабашу, играл в его спектаклях «Людвиг + Тута», «T.S. Истории Одного Лета», «Ощущение Бороды», «Путешествие Герды». И вот – ВГИК!..

Ну а самая насыщенная «лицейско-стартовая» биография – у Александра Серова.

В Лицейском – с 1998-го как учащийся Студии под руководством нынешнего художественного руководителя театра Сергея Тимофеева. Большие роли в спектаклях «Снежная королева», «Смех и слёзы», «Цирк Шардам», «Спящая красавица», «Вольные Псы», «Летучий корабль», «Ладо моё…», «Ещё раз про любовь» и многих других; помреж и режиссёр-педагог Второй и Младшей студий Лицейского театра. Дебютировал как режиссёр со спектаклем «Сказки в нашей жизни» (год назад эта работа Серова была отмечена как «Лучшая постановка года» на Всероссийском театрально-поэтическом фестивале «Табуретка»). Сейчас Александр – … нет, не студент-первокурсник. Поворот в судьбе – неожиданный: он – на киностудии «Ленфильм», работает декоратором и осветителем. «Для начала», – комментирует Саша Серов.

…В октябре – 20-летие Омского Лицейского. Нынче в театре – вводы на роли (да и надо ли объяснять, что это такое – выпадение из репертуара сразу четырёх актёров!?). Но – порадуемся «за наших»! И вспомним, что нашими лицеистами давно уже Культура отечественная прирастает. Они заканчивали и школу-студию МХАТ (Елена Березнова, Алексей Коряков), и Щепкинское театральное училище (Алексей Литвиненко), и Санкт-Петербургскую театральную академию (Александра Скорокосова, Ким Дружинин), и Российскую Академию Театрального Искусства (Александр Прошин), и театральное училище им. Б.В. Щукина (Анастасия Бегунова-Васильева), и Новосибирский театральный институт (Андрей Мясников). Сегодня в Новосибирском театральном учится лицеист Захар Дворжецкий, а в Екатеринбургском театральном институте – лицеистка Маргарита Цыганкова. Юлия Швец играет и участвует в разнообразных проектах театров Европы. Артисты-лицеисты работают сегодня в театрах «Сатирикон», «Школа драматического искусства», «Центр Вс. Мейерхольда», ТЮЗ Санкт-Петербурга, Московский Новый драматический театр, «Студия театрального искусства» С. Женовача, в новосибирском Театре под руководством С. Афанасьева, в Театре Р. Виктюка, в Театре им. Евг. Вахтангова…

А то, что кино не обошло вниманием омских лицеистов, – не мне вам рассказывать. Впрочем, немножко напомню. Вспоминайте фильмы и сериалы! Лицеист Дмитрий Светус: «Евлампия Романова», «Постельные сцены» и др.; Алексей Коряков: «Пассажирка», «Москва — не Москва», «Аннушка», «Закрытая школа»… Александр Прошин: «Пассажирка», «Достоевский»… Алексей Литвиненко: «Автономка», «Адвокат», «Солдаты», «Школа» и др. Анастасия Бегунова (Васильева): «Фото», «Женщины в игре без правил», «Судебная планка», «Агентство «Алиби», «Закон и порядок», «Опасная связь», «Отблески» и др.

…Думаю о лицеистах. Вспоминаю слова-«постулаты» Вадима Решетникова:

– Свободный человек – это человек, имеющий выбор…

– Дело существует до тех пор, пока оно развивается…

– Я однажды изобрёл формулу, не знаю, в какой мере она истинна: талант начинается там, где кончаются правила, но только при этом правила знать надо!..

Молодые актёры Лицейского знают правила! Вспоминаю ответ Вадима Станиславовича на мой вопрос: «А, может, добавить Лицейскому ещё и статус театрального училища?». Он так ответил: – На петербургском фестивале «Рождественский парад», в котором принимали участие около двадцати профессиональных театров из разных городов и весей, идёт разговор о нашем театре, о спектакле «Татарин маленький». Слушаю, радуюсь за своих актёров: все говорят об их высоком профессионализме, об очень хорошей энергетике, об их большом будущем, о прекрасной технике речи. И вот – изумление: нет, мол, специального театрального образования. Ну не лукавство ли?! Что значит – нет? Они в театре уже пять-шесть лет! И если, скажем, я за четыре года в Новосибирске могу выпустить актёрский курс, то что, здесь за шесть лет я не могу сделать то же самое? А к вопросу о «корочках»… Кто-то на обсуждении спектакля, на уровне реплики, но «тыкнул» отсутствием оных. На что известный столичный театральный критик сказал: «Играет-то на сцене не бумажка, а человек. И сколько их, талантливейших, и даже великих российских актёров, – без дипломов!..».

…А ещё хочется процитировать слова легендарного театрального критика Виктора Калиша, посмотревшего однажды несколько спектаклей вечернего репертуара лицеистов: «Передо мной абсолютно профессионально организованная труппа и выстроенный театр, который совершенно конкурентоспособен. В Лицейском решена самая большая проблема русской национальной сцены. Ведь у нас актёр обретает самостоятельные роли где-то к 25-ти годам. В Лицейском же актёры начинают значительно раньше, и они гораздо ближе – духовно, физически – к тому материалу, который ложится в основу спектакля… Артисты этого театра «прозрачны», и само это качество уникально, оно носит художественно-профессиональный характер. И ещё одна особенность актёров-лицеистов: их нравственность выше, чем «среднестатистическая» профессиональная нравственность нашего российского театра»…

Информационный повод для спича – есть. И весомый, и грустный, и радостный: очередные талантливые воспитанники Лицейского драматического продолжили «торить свою судьбу» уже не в Омске. Но это, впрочем, ничуть не вступает в контраст с тем, что я имел честь сформулировать в конце прошлого века в общероссийской газете «Культура»: «Омский Лицейский театр, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, – это одна из самых значимых и замечательных «культурных акций» города во имя будущего, во имя сохранения Культуры».

С наступающим 20-летием, уникальный Омский Лицейский! Продолжай разрушать омскую демографию и дальше!

 

Благодарю художественного руководителя Лицейского драматического Сергея Тимофеева
и завлита театра Дину Литвину за консультационную помощь
во время произнесения моего «сентябрьского спича».

 

Сергей Денисенко

04 сентября 2014 г.

http://omskpress.ru/blogs/mess/1045/