И пусть вершится только колдовство любви
«Сон в летнюю ночь», комедия Шекспира. Режиссер-постановщик — засл. арт. России Вадим Решетников. Композитор-Сергей Шичкин. Художник — Игорь Рыбалка. Художник по костюмам — Софья Латыш. Балетмейстер — Наталья Видяскина. Педагог по вокалу — Лариса Железо.
Надо отдать должное смелости режиссера, задумавшего поставить эту пьесу на сцене Лицейского театра. Но стоит вспомнить, что этот театр — театр юных и для юных. И пиетет перед именем великого английского драматурга, вся серьезность и ответственность прикосновения к его творению не должны становиться преградой для самого дерзновенного замысла. А Вадим Решетников действительно дерзнул и «замахнулся» на одну из самых волшебных пьес Шекспира — «Сон в летнюю ночь».
В этом смысле его единомышленником стала вся постановочная труппа, и прежде всего художники. Сценография, костюмы действующих лиц сразу обозначают необычность атмосферы этой пьесы. Впрочем, временами режиссер несколько увлекается переливами цвета и света, но это, видимо, из желания сгустить, материализовать сам воздух волшебства. Ведь происходящее — сон, греза, изощрённый чувственный мираж, в котором все зыбко, все мерцает, манит за собой и вдруг исчезает неизвестно куда…
Во сне действительно могут случаться фантастические вещи. Но не зря же утверждают психологи, что сон — это ключ ко многим, очень многим тайнам человеческого бытия. А любовь, безусловно, можно отнести к величайшим загадкам жизни.
Чем притягательна такая пьеса для сегодняшней молодежи? Чем может поразить на заре XXI века завсегдатаев виртуальных порталов и интернетовских сайтов сюжет, рассказанный человеком, жившим на рубеже 16-17 веков? При том, что время происходящего во «Сне» и вовсе относится к эпохе древних Афин. Да все тем же — извечной прихотливостью, таинством появления и исчезновения любовного чувства. Так хочется понять, разгадать: что же за силы небесные или, напротив, демонические играют нами, кружат головы, сметая условности и преграды?
Какова экспозиция «Сна в летнюю ночь»? Молодые люди — Гермия (Дарья Мегдан) и Лизандр (Е. Точилов) всей душой любят друг друга. Отец Гермии Эгей (О. Малицкий) настаивает на ее браке с Деметрием (В. Савинцев), в которого, в свою очередь, безответно влюблена Елена (О. Маркина). Признаться, во все времена детям и родителям приходилось и приходится решать эту сложную дилемму между прихотью любви и прихотью отцовской воли. По большей части такое дело не обходится без посредников и судей. Вот и Эгей бросается к афинскому царю Тезею с мольбой вразумить непокорную дочь.
А Тезей (В. Скосарев) и сам во власти любовных томлений. Что поделаешь, прихоть любви не щадит ни царей, ни простых смертных. Но раз любовь, как утверждают поэты, чувство волшебное, почему бы в ход событий не вмешаться колдовству, творимому по прихоти царя фей и эльфов Оберона (Е. Бабаш), желающего наказать свою царственную подругу Титанию (Н. Мельникова) и вообще слегка позабавиться. Свою затейливую игру с подменой объектов влюбленности он вершит с помощью своего озорного посланника Пека (И. Мельников).
Не обходится и без любимого шекспировского приема — театр в театре. В честь обручения Тезея с возлюбленной — царицей амазонок Ипполитой (Ю. Дивак) — самодеятельным, как сейчас бы это назвали, актерам — Пигве (А. Забегайло), Миляге (Р. Буллер), Рылу (А. Касаткин) и Заморышу (Д. Смяловский) — поручено сыграть подобающую торжественному моменту пьесу. Эта уморительная пятерка хоть и «пережимает» порой в своих сценах, но контрастный грубоватый фон миру грез все-таки создает.
Причем именно случай с Основой, ткачом (а по пьесе героем-любовником), нагляднее всего демонстрирует, сколь изощренна порой фантазия тех, кто правит миром. В Основу, превращенного в осла, влюбляется по воле проказника Пека сама царица эльфов Титания! Ну совершенно по русской народной присказке: любовь зла, полюбишь и … осла.
Но во всей этой изобретательной шекспировской пьесе-шутке есть совсем не шуточная мораль: какие бы фантазии ни вытворяли с нами высшие силы, как бы причудливы ни были их желания, капризы, надо уметь отстаивать суверенность собственных чувств. Ведь беззаветная любовь способна развеять любые чары, любые мороки. И даже самая непреклонная родительская воля не способна противостоять пламени таких искренних и пылких чувств.
В этом смысле «Сон в летнюю ночь» пробуждает те самые искренние, добрые чувства, которые так обвально стеснены в молодых душах неуемной пропагандой цинизма, чистогана, «крутизны». Разве не в этом главное чудо, за которым стоит приходить в театр?
«Новое обозрение», 14 февраля 2001 г.