И пусть вершится только колдовство любви

«Сон в летнюю ночь», коме­дия Шекспира. Режиссер-постановщик — засл. арт. России Вадим Решетников. Компози­тор-Сергей Шичкин. Художник — Игорь Рыбалка. Художник по костюмам — Софья Латыш. Балетмейстер — Наталья Видяскина. Педагог по вокалу — Лари­са Железо.

Надо отдать должное смело­сти режиссера, задумавшего по­ставить эту пьесу на сцене Лицей­ского театра. Но стоит вспом­нить, что этот театр — театр юных и для юных. И пиетет перед име­нем великого английского дра­матурга, вся серьезность и от­ветственность прикосновения к его творению не должны стано­виться преградой для самого дерзновенного замысла. А Ва­дим Решетников действительно дерзнул и «замахнулся» на одну из самых волшебных пьес Шекс­пира — «Сон в летнюю ночь».

В этом смысле его единомыш­ленником стала вся постановоч­ная труппа, и прежде всего ху­дожники. Сценография, костю­мы действующих лиц сразу обо­значают необычность атмосфе­ры этой пьесы. Впрочем, време­нами режиссер несколько увле­кается переливами цвета и света, но это, видимо, из желания сгус­тить, материализовать сам воз­дух волшебства. Ведь происхо­дящее — сон, греза, изощрённый чувственный мираж, в котором все зыбко, все мерцает, манит за собой и вдруг исчезает неизвес­тно куда…

Во сне действительно могут случаться фантастические вещи. Но не зря же утверждают психо­логи, что сон — это ключ ко мно­гим, очень многим тайнам чело­веческого бытия. А любовь, бе­зусловно, можно отнести к вели­чайшим загадкам жизни.

Чем притягательна такая пье­са для сегодняшней молодежи? Чем может поразить на заре XXI века завсегдатаев виртуальных порталов и интернетовских сай­тов сюжет, рассказанный чело­веком, жившим на рубеже 16-17 веков? При том, что время проис­ходящего во «Сне» и вовсе отно­сится к эпохе древних Афин. Да все тем же — извечной прихотли­востью, таинством появления и исчезновения любовного чув­ства. Так хочется понять, разга­дать: что же за силы небесные или, напротив, демонические иг­рают нами, кружат головы, сме­тая условности и преграды?

Какова экспозиция «Сна в летнюю ночь»? Молодые люди — Гермия (Дарья Мегдан) и Лизандр (Е. Точилов) всей душой любят друг друга. Отец Гермии Эгей (О. Малицкий) настаивает на ее браке с Деметрием (В. Савинцев), в которого, в свою очередь, безответно влюблена Елена (О. Маркина). Признаться, во все времена детям и родителям при­ходилось и приходится решать эту сложную дилемму между прихотью любви и прихотью от­цовской воли. По большей части такое дело не обходится без по­средников и судей. Вот и Эгей бросается к афинскому царю Тезею с мольбой вразумить не­покорную дочь.

А Тезей (В. Скосарев) и сам во власти любовных томлений. Что поделаешь, прихоть любви не щадит ни царей, ни простых смертных. Но раз любовь, как утверждают поэты, чувство вол­шебное, почему бы в ход собы­тий не вмешаться колдовству, творимому по прихоти царя фей и эльфов Оберона (Е. Бабаш), желающего наказать свою цар­ственную подругу Титанию (Н. Мельникова) и вообще слегка по­забавиться. Свою затейливую игру с подменой объектов влюб­ленности он вершит с помощью своего озорного посланника Пека (И. Мельников).

Не обходится и без люби­мого шекспировского приема — театр в театре. В честь обру­чения Тезея с возлюбленной — царицей амазонок Ипполитой (Ю. Дивак) — самодеятельным, как сейчас бы это назвали, ак­терам — Пигве (А. Забегайло), Миляге (Р. Буллер), Рылу (А. Касаткин) и Заморышу (Д. Смяловский) — поручено сыг­рать подобающую торже­ственному моменту пьесу. Эта уморительная пятерка хоть и «пережимает» порой в своих сценах, но контрастный гру­боватый фон миру грез все-таки создает.

Причем именно случай с Основой, ткачом (а по пьесе героем-любовником), нагляд­нее всего демонстрирует, сколь изощренна порой фан­тазия тех, кто правит миром. В Основу, превращенного в осла, влюбляется по воле про­казника Пека сама царица эль­фов Титания! Ну совершенно по русской народной присказ­ке: любовь зла, полюбишь и … осла.

Но во всей этой изобрета­тельной шекспировской пье­се-шутке есть совсем не шу­точная мораль: какие бы фан­тазии ни вытворяли с нами выс­шие силы, как бы причудливы ни были их желания, капризы, надо уметь отстаивать суве­ренность собственных чувств. Ведь беззаветная любовь спо­собна развеять любые чары, любые мороки. И даже самая непреклонная родительская воля не способна противосто­ять пламени таких искренних и пылких чувств.

В этом смысле «Сон в лет­нюю ночь» пробуждает те са­мые искренние, добрые чув­ства, которые так обвально стеснены в молодых душах не­уемной пропагандой цинизма, чистогана, «крутизны». Разве не в этом главное чудо, за ко­торым стоит приходить в те­атр?

 

 «Новое обозрение», 14 февраля 2001 г.