И на море может быть неспокойно: Лицейский театр представил новую премьеру
Лицейский театр представил очередную премьеру. На этот раз режиссер Евгений Бабаш заинтересовался миром подростков, попытался понять, что тревожит и интересует современную молодежь.
Несмотря на то, что спектакль о детях, на сцене решались далеко не детские проблемы. Пьеса «Вдох-выдох» по одноименной пьесе современного драматурга Юлии Тупикиной заставляет взрослых задуматься над тем, чем живут их дети, и попытаться проникнуть в их своеобразный, порой странный, порой забавный мир, наполненный переживаниями, вызовом, собственными правилами, в которых очень непросто разобраться уже состоявшимся взрослым. Мир подростков непонятен старшему поколению, их проблемы кажутся глупыми, смешными и безосновательными, взрослые порой махают на них рукой, ведь в жизни есть трудности куда серьезнее, чем школьная драка или детские сплетни. Но для взрослеющего ребенка вокруг этих проблем вертится весь его мир, и нет ничего важнее того, что происходит на данном этапе жизни. Стоит ли помогать подросткам разобраться в их непростой судьбе или опираться на высказывание «повзрослеют – поумнеют»? Этот вопрос возникает при просмотре спектакля. Кажется очевидным, что помогать им нужно. Но как? – если они упрямо не пускают скучных и ничего не понимающих родителей в свой мир. Они уже считают себя взрослыми и хотят самоутвердиться, решая проблемы самостоятельно.
Режиссер вслед за драматургом предлагает нам оказаться в теплом южном городке Черноморске, где даже зимой можно услышать плеск волн. Слышат его и зрители, при этом на заднем плане появляется неоновая надпись «Море», заменяющая вид водного пространства, – излюбленный прием режиссера и драматурга Бертольда Брехта. Но не так все радужно на берегу этого теплого курорта, жить на котором мечтает чуть ли не половина страны.
В центре внимания типичная ситуация, когда один из учеников становится изгоем. Маша (Маша Вьюшина), 14-летняя девочка, которую мать 10 лет назад перевезла жить к морю из-за астмы, не может найти общий язык с одноклассниками. Она резко отличается от них: не так одевается, не так себя ведет, учит английский, играет в непонятную и сложную компьютерную игру. Она неравнодушна к тому, что происходит вокруг, не зациклена на себе и своих потребностях. Маша снимает ролики об экологии, раскрывает самые грязные в прямом смысле тайны города-курорта, куда люди приезжают за чистым воздухом и морем. Но сверстники не понимают Машу, не понимают, зачем ей это надо.
«Я им предложила: давайте спасать дюны. Дюны же сносят, песок на стройку увозят. Но они не хотят. Они ничего не хотят, мам, понимаешь?!» – восклицает Маша в разговоре с мамой.
Проблема отцов и детей в пьесе налицо. Мать Маши Екатерина (Наталья Виташевская), воспитанная на рок-группе «Нирвана», под гнетом ежедневной рутины превращается в человека, подстраивающегося под обстоятельства, этому она учит и свою дочь. Маша же не хочет прогибаться.
Катя: Ты должна приспосабливаться к ним.
Маша: Стать как они?
Катя: Ну, не знаю, находить общие темы.
Дочь пытается открыть матери глаза на то, что радость в жизни – это не прийти с работы, полежать на диване и заесть сладостями свою нелегкую судьбу.
Тандем Маши Вьюшиной и Натальи Виташевской получился очень удачным. Очень правдиво передана обстановка в семье, общение матери и дочери. Все очень узнаваемо и, к сожалению, современно: мать-одиночка воспитывает упрямую дочь-подростка. К концу пьесы героиня Натальи Виташевскй меняется как внешне, так и внутренне. Она находит в себе смелость выйти из зоны комфорта и изменить свою жизнь.
Маша уверена, что где-то есть другие люди, неравнодушные, думающие. Одним из таких «других» является новый классный руководитель и учитель английского Маши – Павел Александрович. Видимо, в прошлом отличник и медалист, теперь он приехал на незавидную должность в провинциальный городок. Цель его переезда такая же, как у Кати и Маши, – море. «Здесь есть море!» – восклицает он. Актер Евгений Трубкин великолепно сыграл 30-летнего скромного, неуверенного в себе учителя в очочках, читающего книжки и совершенно не понимающего, как вести себя с подростками. Интересным оказался прием общения со зрителями, когда Павел Александрович вел родительское собрание, обращаясь к зрителям как к родителям своих учеников. Удачным было решение сделать это в начале второго действия после антракта – зрители моментально включились в спектакль и даже стали его активными деятелями.
Антиподом Маши в пьесе является первая красавица класса и спортсменка Лиза Кузнецова (Кристина Орлова), которая пойдет на всё ради достижения своей цели. Но ее цель – иметь много денег и выступать на престижных теннисных турнирах. Она называет Машу дерзкой, и, несомненно, это так и есть. Но Лиза ничуть не уступает Маше в этом качестве, но, конечно, ее дерзость иного рода.
«А ты не дерзкая, Кузнецова?!» – задает ей вопрос классный руководитель. На что девочка хладнокровно отвечает: «А мне можно, Павел Александрович. Я красивая и спортсменка».
Актеры, играющие подростков, Маша Вьюшина, Кристина Орлова, а также Миша Иванов, играющий одноклассника девочек, органично смотрятся в роли своих героев, их характеры точны и определенны. Героиня Маши – девочка-бунтарь. У Кристины роль девочки-эгоистки, способной на подлые поступки, думающей только о себе. Рома, герой Миши, – подросток, не имеющий своего мнения, который слушает то, что говорят другие, будь то его отец или Лиза, и повторяющий их слова, выполняющий их волю.
К слову сказать, актеры и их персонажи одного возраста, что также было довольно смелым шагом режиссера. Подростков играют воспитанники студии Лицейского театра 14-15 лет.
Затронута в спектакле и тема любви. Спектакль демонстрирует нам разные виды этого чувства: романтическая влюбленность в учителя; первая любовь, которая от одной клеветы в адрес возлюбленной оборачивается предательством; любовь как цель – добиться внимания возлюбленного любой ценой.
Ярким акцентом спектакля также стала партитура технических перестановок во время смены декораций. Два черных полотна с огромными светящимися буквами «Вдох» и «Выдох», двигающимися вверх и вниз, как бы дают зрителю некую передышку и заставляют успокоиться, дышать глубже, как учит Екатерина свою дочь: «Дыши глубже. Вдох–выдох». А переводить дыхание после некоторых сцен оказывается как нельзя кстати.
Использованы в спектакле и другие современные технические средства: на экране с помощью проектора мы видим видео-ролики из интернет-блогов Маши и Лизы. Этот прием тоже помогает прочувствовать атмосферу спектакля и углубиться в мир современных подростков. Также эффектно смотрится элемент теневого театра, когда Екатерина и Павел играют на виолончели и скрипке – это выглядит как протест обыденности, как исполнение мечты.
В целом, стоит отметить, что сценография спектакля очень лаконична – буквально несколько предметов на сцене. Таким образом, делается акцент на конфликте героев, на их взаимоотношениях.
Спектакль заявлен как пьеса для взрослых и их взрослеющих детей. Так что же должны понять взрослые и дети? Они должны научиться слышать друг друга и понимать. Детям следует не забывать, что взрослые, тем более родители, имея гораздо больший жизненный опыт, могут дать правильный и очень важный совет. В то же время должны уметь видеть в детях личность и не отвергать их слова как лепет несмышленого ребенка. Иногда подростки, имея более чистый, не затуманенный шаблонами и предубеждениями взгляд, могут увидеть выход из сложившейся ситуации, могут научить взрослых мыслить нестандартно и рисковать ради своего же счастья.
Елена Радочина
РИА «СуперОмск», 14 декабря 2017 г.
http://superomsk.ru/news/57170-i_na_more_mojet_bt_nespokoyno_litseyskiy_teatr_pre/