И корабль плывёт…
У корабля под названием Лицейский театр новый капитан. Нынешний художественный руководитель Лицейского — фигура неординарная. Когда после кончины Вадима Решетникова, первого худрука, коллектив решал вопрос о его преемнике, кандидатура Сергея Тимофеева была первой. А кому еще стоять у творческого штурвала, как не одному из отцов-основателей театра?
Сергей Родионович Тимофеев — один из тех, кому судьба Лицейского небезразлична. Театр по-прежнему остается кузницей кадров для омской сцены, но взрослая часть труппы, по замыслу нового худрука, должна развиваться, двигаться по пути совершеннейшей профессионализации.
ИСТОКИ
Сергей Родионович Тимофеев — выходец из Щукинского училища, знаменитой театральной школы. Его преподавателями были такие мастера, как Евгений Рубенович Симонов, Владимир Абрамович Этуш, Альберт Григорьевич Буров, художественным руководителем курса был Анатолий Иванович Борисов, а теорию актёрского мастерства читал первый ученик Вахтангова Борис Евгеньевич Захаров.
На курсе учились и артисты, и режиссеры, что было редкостью времени. Это обстоятельство, по признанию Сергея Родионовича, дало толчок его режиссерским амбициям, пробудив интерес к профессии, желание и навык ставит самому. Через четыре года учебы, изучив варианты распределения, он выбрал Омск. Езжай туда, советовали опытные товарищи-актеры, там театр серьезный, есть чему учиться. Так и оказалось,
В омской Драме, главным режиссером которой был Артур Юзефович Хайкин, в это время работали Чонишвили, Теплов, Каширин, среднее поколение: Бабенко, Ожигова, Чиндяйкин — целое созвездие семидесятых. Плодотворным был для Сергея Родионовича Тимофеева «драм-театровский» период как в актерском плане (большие удачи — роли Платона Зыбкина в «Правда хорошо, а счастье лучше», Петра в «Мещанах», шута в «Двенадцатой ночи»), так и в режиссерских опытах.
Режиссерская работа продолжилась организацией вечеров в Доме актера, моноспектаклями по поэзии Есенина, поставленными в содружестве с Владимиром Витько, и по творчеству Евтушенко — совместная работа с Николаем Смирновым. Свой моноспектакль, в основу которого лег малоизвестный тогда рассказ Леонида Андреева «Иуда Искариот», Сергей Родионович по праву считает достижением того времени.
Талантливые работы были замечены, Тимофеева стали приглашать в разные театры. По пьесе замечательной омской детской поэтессы Нины Саранчи он поставил в новосибирском «Глобусе» необычных «Бременских музыкантов», которых потом перенес на сцену «Лицейского», два спектакля в барнаульском ТЮЗе. А в омском «Пятом» театре неизменной популярностью у детей и их родителей пользуется «Вождь краснокожих» по О. Генри.
КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?
— Когда зачинался Лицейский, мы договорились с Вадимом Станиславовичем Решетниковым, что строим профессиональный театр. У нас тогда, в 1993 году, была большая группа педагогов: Алексеев, Прокоп, Кануннккова и я. Дали нам дом в садике с полом проваленным, начинали с нуля. Это была работа для сильных людей, — рассказывает Сергей Родионович.
Кода в феврале Тимофееву предложили возглавить Лицейский, он спросил лицеистов: «Работать будем?» И получил утвердительный ответ.
Сделать театр профессиональным — главная цель нового художественного руководителя. А для этого надо организовать производство таким образом, чтобы спектакли стали качественней и по режиссуре, и по актерскому мастерству. Артистов более высокого творческого потенциала, по убеждению Тимофеева, необходимо держать в постоянном тонусе, нагружать более серьезно, организовывать эту профессиональную прослойку, ведя тщательный отбор и обучая их мастерству; все они должны получить полноценное актерское образование.
Вместе с тем театр продолжает сохранять любительскую часть, младшие группы.
— Состоятельность труппы в профессиональном плане должна подтверждаться не только в родных стеках, но и на фестивалях, в соревнованиях с другими театрами, хочется открыть театр и для критики. В этом году мы надеемся стать участниками фестиваля «Молодые театры России». Сейчас мы готовим новый спектакль, который хотим на нем представить. Это постановка двух пьес о любви, которые мы объединили: «Человеческий голос» Жана Кокто и «Зима под столом» Ролана Топора. Кроме того, репертуар театра должен в ближайшем будущем пополниться шекспировской «Ромео и Джульеттой», постановками по Гоголю, Булгакову.
Первая ласточка перемен — поездка этой весной в Москву со спектаклем «Зойкина квартира», где столичные зрители впервые познакомились с «лицеистами». По мнению Тимофеева, это была хорошая проверка, и в ответственный момент хватило воли и сил ее достойно пройти, сыграть на высоком уровне. Радует, что ресурсы для творческого развития у коллектива есть. Помогает и трепетное, родительское отношение к театру его учредителя — городского департамента культуры во главе с Виктором Михайловичем Демченко.
Сейчас идет речь о реконструкций театра. Планируется надстроить третий этаж, где разместятся еще один, предназначенный для взрослой публики зрительный зал и сцена, удобные гримерки для артистов.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
— Наш «инкубатор», где мы растим маленьких артистов, — совершенно невероятное предприятие. Это способ учиться жизни через театр, придумывая, участвуя в судьбе другого человека. Наши дети очень отличаются от других детей, они быстрее взрослеют, у них работает воображение, в них воспитывается ответственность перед людьми — а ведь это будущее Омска, его культуры.
Миссия нашего театра — трудиться ради завтрашнего дня. Заниматься вот этими детьми, которые приходят к нам и как артисты, и как зрители. Театру выполнять эту благородную задачу помогут те люди, которые думают о будущем, — с уверенностью говорит художественный руководитель театра Сергей Родионович.
ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В ЛИЦЕЙСКОМ
На воспитание вкусов и чувств омичей направлен и новый проект театра «Литературная гостиная», посвященный Году русского языка, которым объявлен год текущий. Проект был предложен директором Лицейского Еленой Николаевной Лабинской,
В апреле в содружестве с Омским филиалом Российского фонда культуры был проведен «круглый стол» под названием «Скифы». Из недавнего прошлого», посвященный спектаклю по произведениям А. Блока. Студенты-гуманитарии, актеры театра, филологи и культурологи обсуждали спектакль, вели открытый разговор на волнующие их темы, касающиеся проблем русского языка, речевой культуры общества.
А в мае омский композитор и исполнитель Лолита Чернорай в содружестве с актерами Николаем Пушкаревым, Евгением Бабашем и Евгением Точиловым со сцены Лицейского представила музыкально-поэтическую композицию «Снег на ладони» по стихам Аркадия Кутилова. «Перганшлаг» в зале и восторженный прием публики свидетельствовали об огромном интересе омичей к наследию своего выдающегося земляка — поэта с непростой судьбой. Постановка удовлетворяла вкусы как искушенных зрителей, так и самых «рядовых». Это стало очевидно на последовавшей за просмотром встрече в литературной гостиной театра, где разговор шел о замечательном синтезе музыки и слова, о судьбе и творчестве поэта.
К слову, «Снег на ладони» раньше омичей увидели и с интересом восприняли столичные зрители — Лицейский впервые показал его во время гастрольной поездки. Тон обсуждению задавали ведущий гостиной актер Евгений Бабаш, автор идеи постановки композитор Лолита Чернорай и гости — друг Аркадия Кутилова Геннадий Велико-сельский, литературовед Сергей Поварцов, театральный критик Светлана Нагнибеда, филолог Ольга Кутмина. На вечере присутствовала и внучка поэта Саша Гартунг.
Лейтмотивом встречи можно считать слова литератора Александра Лейфера о том, что стихи «омского Вийона» — это большой вклад в отечественную словесность. Кутилов был подлинным языкотворцем и в то же время наследником большой поэзии своих предшественников. «Наследие Кутилова — это, в первую очередь, замечательный язык. Его стихи сверкают на фоне современной «постмодерняги» настоящими бриллиантами», — сказал Лейфер. Продолжается Год русского языка, и на очереди, вслед за блоковскими «Скифами» и постановкой по стихам Аркадия Кутилова, на суд специалистов и просто любителей театра и вескости лицеистами будет вынесено лучшее из поэзии молодых омских авторов, произведения которых, объединенные в литературную композицию прозвучат со сцены театра в начале осени. И это логично, что Лицейский с его молодой труппой находится в центре культурного процесса, протекающего в молодежной среде Омска.
А далее, по замыслу художественного руководителя театра, обсуждение темы развития русского языка продолжится, опираясь на булгаковское наследие и творчество Гоголя. Он уверен, что такая форма работы со зрителями — удачна, а литературная гостиная продолжит свое существование и в следующем году.
Цели намечены, лоция уже составлена, и капитан вновь выводит из гавани корабль, готовый бороздить новые просторы. Семь футов под килем тебе, Лицейский.
Н. Чупирова
«Омская муза», май-июнь 2007 г.