Играют все!

17 февраля, когда исполнилось 350 лет со дня смерти Жана Батиста де Мольера, великий драматург воскрес и снова умер в Лицейском театре: здесь прошла сдача спектакля «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова, где Мольер — главный герой.

У режиссёра Алексея Осипова (это его дипломный спектакль как студента «Щуки») играют все. Но если актёры играют роли разных людей, то сильные мира сего, как куклами, играют людьми.

Лицедеи после спектакля спускаются с котурн, с их лиц постепенно стираются маски, они отбрасывают накладные носы. А вот архиепископ Парижа (Иван Пермяков) и королевский шут (Евгений Хохлов) вечно в масках. В руках королевского шута ещё и судейский молоток. Только король Франции Людовик (Евгений Точилов) не скрывается за маской: власть цинична настолько, что маскироваться не намерена. Король разыгрывает со своим шутом сценку с перчаточными куклами так, как если бы это были живые люди. Он — кукловод.

Ещё один персонаж почти до конца остаётся в маске: актриса Мадлена Бежар (Дарья Оклей), ведь она хранит свою страшную тайну. Только один человек, самый преданный Мольеру актёр его театра и «регистр» (тот, кто фиксирует историю театра «Пале Рояль») Легранж (Евгений Трубкин) знает эту тайну: актриса Арманда Бежар (Фариза Баткина) не сестра, а дочь Мадлены и, возможно, дочь Мольера. Легранж делает всё, чтобы предотвратить кровосмесительный брак Мольера и Арманды, но безрезультатно…

Впрочем, тайна вскрывается на предсмертной исповеди Мадлены. Архиепископ буквально вытягивает её из Мадлены кроваво-красной лентой. По греху Мадлене достаётся и наказание: металлическое платье-клетка сковывает отошедшую в мир иной душу.

Да, спектакль полон условностей. Режиссёр не пытается натуралистически воспроизвести эпоху Мольера. Ведь и текст не 17-го века, и зритель из 21-го. Театральность как таковую (а здесь так или иначе актёрствуют все) символизируют и античные котурны, и элементы театра дель-арте, и образы-символы современности: уж очень маска одноглазого дуэлянта (Станислав Величко) смахивает на маску Человека-паука. Есть здесь и кукольный театр, и танец, и пантомима: любовные утехи весьма убедительно переданы воздушными поцелуями, а дуэлянты яростно сражаются… плевками. Да так азартно, что, думаю, тут бы и Станиславский сказал: «Верю!».

Всё это, конечно, смешно. Тем контрастнее на этом фоне разворачивается трагическая история Мольера. Николаю Пушкарёву досталась задача воплотить сложнейший образ. Его герой здесь не только актёр, драматург и создатель своего театра, ценящий покровительство короля. Он и страстно, как это возможно на склоне лет, влюблён в бесшабашную Арманду; и дорожит дружбой Мадлены, но принимает её выбор — уход из театра и из его жизни. Он способен простить раскаявшегося предателя Муаррона (Валентин Рудяк). Он как должное принимает верность Лагранжа и простака Бутона (Маис Керимов). Он так и не понимает, в чём его грех. И когда осознаёт, что его, играющего людей, обыграли те, кто играют людьми, проклинает короля. Именно в этот момент у его смертного одра появляется Бутон в маске, славословящий монарха. Он и доигрывает последнюю роль умирающего Мольера — мнимого больного Аргана. Страшный перевёртыш.

Занавес опускается, нам объявляют, что Мольер умер. Хорошо, что мы уже знаем: он до сих пор жив в своём творчестве. Как и Булгаков.

Елена Петрова

Портал «ВОмске», 19 февраля 2023

http://vomske.ru/blogs/26631-igrayut_vse/