«Зойкина квартира» в Лицейском. Трагифарс забвения!
На сцене Лицейского театра двенадцатый раз в этом сезоне играют пьесу М. Булгакова «Зойкина квартира». В зале аншлаг! Сам художественный руководитель театра пытается всех зрителей рассадить, невзирая на пресловутое «75 мест в зале» и намного большее число желающих увидеть спектакль.
В литературных кругах нашего города тишина. То ли спектакль не нравится, то ли писать неохота. Молчат критики! Из беседы с художественным руководителем театра, заслуженным артистом России В. С. Решетниковым.
-Вадим Станиславович, сегодня в зале было совсем немного молодых зрителей…
-Видишь ли, мы стараемся дифференцировать публику. На комедиях больше ориентируемся на молодежь, на детские спектакли приглашаем ребят, ну а на «Зойкину квартиру»…
-А почему? Думаете, Булгакова молодые «не догонят»?
-Ну, кто его знает, — улыбается Решетников. — Я сам долгое время, как ты говоришь, не догонял Булгакова. Автор он непростой, его нужно чувствовать, угадывать. Все в этом спектакле сложно, и самая больная моя тема сейчас — это неизвестные в пьесе. Почему неизвестные, кто они?
-Кто-то из разряда черных людей, Воланды?
-Мельче, гораздо мельче! И проблемы в пьесе не глобальные, и людишки попроще. Ты знаешь, все в пьесе кружится вокруг небольшой газетной заметки, которую однажды прочел Михаил Афанасьевич. Некая гражданочка устроила на своей квартире публичный дом…
-Да, идейка так себе.
-Ну, знаешь ли, не всем быть Мастером, не всем Маргаритой! Есть еще и другая публика, которая пожиже, но тоже хочет что-то о себе сказать.
-И в рукописях не гореть?
-Вот-вот, и это тоже. Тем более, что эта, другая публика, нам ближе. Мне пьеса до сих пор кажется удивительно современной.
-Вадим Станиславович, нувориши со времен Булгакова изменились. Уже не все так примитивно…
-Да брось ты,- горячится Решетников, — суть все равно одна и та же! У меня впечатление: чтобы дождаться следующего Пушкина, нужно пережить три непоротых поколения. А у нас все еще одно.
-Ваши артисты сразу приняли пьесу, как сейчас модно говорить, в первом чтении?
-Нет, было и отторжение, и непонимание… Видишь ли, Наташа, в этой энергии сопротивления есть и положительная вещь. Есть причина толчка, а это всегда интересно!
-Наравне с уже известными актерами Лицейского Вениамином Скосаревым, Евгением Бабашем, Игорем Мельниковым, Юлией Швец, Лидией Точиловой, в спектакле звучат и новые имена: Арсений Попов и Владимир Бельдиян.
-Да, очень хорошие могут быть актеры. Если ты обратила внимание, у нас в спектакле два десятка действующих лиц! Нам бы теперь сохранить и труппу, и студии, и клуб!
-А что мешает?
-Возможности наши на 75 мест зала очень ограниченны. Нам, конечно, и помогают, и сочувствуют, и нет ощущения, что мы в «тылу врага». Но ощущение, что мы удивительно нищие, — есть!
-Почему в омской прессе нет рецензий на «Зойкину квартиру»? Вы же приглашали на спектакль наших критиков?
-Они, наверное, еще не знают, что говорить, — Решетников долго молчит, затем отчаянно произносит, — я знаю только одно. Знаю это точно, и это проверено. Критики в нашей стране сейчас на кормлении у театров. И столичные особенно! Гостиничные, суточные, премиальные…
-Понятно. А наши, омские акулы пера чего не пишут?
-Я знаю, что есть два-три человека, которые относятся к нашему театру с любопытством и симпатией. И знаю людей, которые наш театр просто не любят. Они не ходят в наш театр.
-Ну, это самая удобная позиция. Можно так десятилетиями существовать.
-Совершенно верно, но это их позиция.
—Вадим Станиславович, сейчас модно писать и говорить, что искусство переживает некий кризис. Что, мол, скоро появится новый балет, новая опера, новый театр. Наверное, и новые критики.
-Я не знаю! Но если серьезно относиться к этой профессии, к профессии театрального критика, то мы должны помнить, что прежде всего критик должен помочь. Он должен обозначить свою идею… Он какую идею может сейчас обозначить?
Поэтому театры уходят в классику, на вечные темы… Не убий, не укради, не прелюбодействуй… И до тех пор, пока в России не сформируется своя национальная идея…
-Все будем дружно писать о новых магазинах и упиваться последним «шедевром» Тарантино «Убить Билла».
-Ну, Наташа, ты же все сама понимаешь, — почти кричит режиссер, -п-л-о-т-ю-т!
-Значит, Вадим Станиславович, у театра сейчас два пути: или выжить, или со временем превратиться в невидимый град Китеж?
-Это страшно, очень. (Решетников устало откидывается в кресле. Мы молчим).
Тогда зачем все то, что мы делаем?
Наталия Белоусова
- P. S.: «МК в Омске» просит откликнуться наших уважаемых читателей, наших уважаемых театральных критиков. Мы всегда рады опубликовать ваши материалы.
«Московский комсомолец», 2004 г.