Зинаида Костикова: «Я выращиваю в ребёнке добро»
В Лицейском театре 5 июня состоялся торжественный вечер в честь юбилея заслуженного работника культуры РФ Зинаиды Костиковой.
Актрисе, режиссёру и педагогу, воспитавшей не одно поколение талантливых детей, в любви признавались родные и друзья, коллеги и выпускники, ученики и их родители. После праздника корреспондент «Вечёрки» побеседовал с именинницей.
– Зинаида Николаевна, что вы считаете главным достижением в своей карьере?
– Самым большим достижением я считаю то, к чему всегда стремилась, – самостоятельность моих учеников. Они сами пишут сценарии для праздников в Третьей студии, которой я руковожу, песня про нашу студию, звучавшая на юбилейном вечере, – тоже их авторства, музыка и слова моих воспитанников. Новеньких в спектакль у меня вводят старшие. Мои ребята могут все: сами делают речевую и пластическую разминку, растяжку – достаточно показать один раз. Некоторые из наших девочек занимаются танцами и своими знаниями обогащают наши спектакли. Мои ребята – разные, и это благо. Это не драматические артисты, которых я леплю конвейером, – нет, нащупываю путь, индивидуальную тропиночку для каждого и веду. Если тропинка найдена точно, ребенок очень быстро развивается.
– А как родителям разглядеть ту самую тропинку для своего ребенка? Не все ведь могут попасть к опытному педагогу в Лицейский театр.
– Знаете, порой во время добора артистов в Третью студию родители недоумевают: почему я не взяла их ребенка? Я пытаюсь объяснить: всевышний каждому ребенку в душу вкладывает великий талант. Главная задача родителей – внимательным быть к собственному ребенку, выявить этот его талант и развить. Одну девочку я вот так не взяла однажды, сказала родителям: «Посмотрите, ваш ребенок же рисует! Умеет и любит это делать, вот что надо развивать». Мамочка прислушалась к моим словам, и девочка теперь художник. Я очень хочу, чтобы родители меня слышали. Все возмущаются, что ребенок у них гениальный, а я не беру почему-то.
– Почему же не берете?
– Ребенок должен соответствовать требованиям театральной студии в (подчеркиваю!) театре. Недаром же мы просим приготовить басню, стихотворение, танец и песню. Я хочу слышать, есть ли слух. Пойдет ли за мной ребенок, или я на это место возьму ребенка, которому именно это творческое направление надо развивать.
– В каком возрасте ваши воспитанники становятся выпускниками, уходят из студии?
– От меня не уходит никто. Среди моих артистов есть те, кто уже учится в университете. Я никогда никому из них не скажу: «Ты вырос, пора выпускаться из студии». Уходят в силу жизненных обстоятельств: кто-то поступает в другом городе, у кого-то родителей переводят по работе. У одной девочки папу перевели в Москву, и она со слезами поехала туда, а до этого год жила у бабушки в Омске, чтобы у нас заниматься. Потом из Москвы прилетала играть спектакли. Третья студия – это семья.
– Что приветствуется в этой семье, а что запрещено?
– Что приветствуется… Расскажу историю, которая случилась во время последнего выезда студии в Новосибирск на международный фестиваль «Сибирь зажигает звезды!», где мы взяли Гран-при. В самом начале спектакля «Чудеса в лукошке» одна из наших актрис сильно подвернула ногу. За кулисами у нее текли слезы от жуткой боли, а когда она выходила на сцену, то пяткой так отбивала в танце, что никто травмы и заметить не мог. Это героизм. В принципе, обыденная история для профессиональных артистов в театрах, так вот мои – профессионалы. Что же касается табу – у нас запрещено лгать. Не люблю и всегда вижу, когда мне врут. Говорю: «Ты мне правду скажи, я всегда пойму, святых ведь на земле нет, все грешные». Говорю, что, солгав, вы обижаете меня, мне больно: я ведь ложь чувствую кожей.
– Такие разговоры происходят при всем коллективе или наедине?
– По-разному. Подбираю форму, как лучше выразить. А вообще, я не сюсюкаю с ними с детства, очень серьезно, как со взрослыми, работаю. Но все они прекрасно знают, как я их люблю.
– И последний вопрос. Зинаида Николаевна, каких авторов вы хотели бы еще поставить на сцене, а за постановку каких не взялись бы ни за что?
– Я всегда страдаю, когда вижу в театре осовремененную классику с дурновкусием, похотью и пошлостью. Это я всем нутром своим ненавижу – до такой степени, что боюсь уже ходить в театры. Особенно настороженно отношусь к детским спектаклям, когда их «осовременивают», – а дети-то в зале чистые, светлые, они все впитывают. Поэтому мне не важно, кто автор, – мне важно, чтобы спектакль нес любовь и призывал к доброте. Я выращиваю добро в ребенке. И задачу свою выполняю всегда: у меня все спектакли светлые, добрые, яркие, музыкальные. Детям нравится играть, в зале нравится смотреть. Я беру сказку, которая мне нравится или которую люблю с детства, и пишу сама сценарий. Любовь и добро на сцене – вот мое кредо.
Татьяна Попова
«Вечерний Омск-Неделя», 13 июня 2018 г.
http://omskgazzeta.ru/kultura/zinaida-kostikova-ya-vyrashchivayu-v-rebjonke-dobro