«Жизнь – это здесь и сейчас»
В омском муниципальном драматическом Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Контакт» по одноименной пьесе Александра ЮГОВА в постановке Евгении МАЛЬГАВКО.
История премьерного спектакля началась с того, что Евгения в процессе занятий со школьниками, артистами Второй студии театра, предложила им выбрать для сценических этюдов темы из современной жизни подростков — первая любовь, отношения в семье, отношения с реальными друзьями и роль интернет-пространства в их жизни — роль виртуального общения. Эти театральные этюды и стали основой спектакля по сценарию ЮГОВА. Хочется подчеркнуть, что драматург создал эту пьесу на основе реальных историй, собранных из подлинных интервью с обычными четырнадцати-шестнадцатилетними подростками.
В октябре 2017 года в Лицейском состоялся успешный предпоказ этой работы в рамках Лаборатории современной драматургии для молодежи и подростков «Ты не один».
Евгения МАЛЬГАВКО уже не первой своей работой демонстрирует профессиональную зрелость, несмотря на то, что она совсем ещё молодой режиссёр. Хочется заострить внимание на том, что режиссёрская задача — это художественное освоение мира посредством театрального искусства, но природа театра такова, что он не может не меняться вместе с общественным сознанием, а у Евгении помимо режиссёрского таланта есть ещё и удивительная способность безошибочно чувствовать своевременность выбираемой ею темы и актуальность языка художественного выражения.
В репертуаре наших театров спектакли для юношества, поставленные по современным пьесам, практически не встречаются. «Контакт» — один из тех редких спектаклей, целевая аудитория которых — подростки.
Язык пьесы ЮГОВА силён своей современной узнаваемостью: так говорят подростки между собой, в своей среде — используется и молодёжный жаргон, и сленговые слова. И вот здесь нужно отдать должное чувству меры режиссёра, её хорошему вкусу: жаргона было не так много, как в авторском тексте, и поставлено мягче, естественней — без гротесковой чрезмерности текст выиграл.
Каждый эпизод говорит о тщательной работе режиссёра с юными актёрами, удивляя виртуозной точностью характеристик и стопроцентным попаданием в образ и психотип каждого героя. В спектакле нет взрослых персонажей, однако, тема внутрисемейных отношений как важная и значимая часть жизни, присутствует в живом разговоре подростков между собой.
Название пьесы «Контакт» созвучно имени популярной у молодёжи социальной сети.
В целом спектакль об этом — о проблеме ухода подростков в интернет-реальность и о том, почему это происходит. Эта пьеса — разговор подростков со сверстниками о любви, об одиночестве, о том, как необходим нам всем контакт — живой, настоящий — с близкими, с друзьями, с родными людьми. В реальной жизни.
Зависимость от интернета формируется у подростков, имеющих различные психологические комплексы: таким образом реализуется жажда если не славы, то хотя бы признания; стремление завести множество виртуальных друзей создаёт иллюзию ухода от одиночества, но на самом деле не решает никаких психологических проблем в реальной жизни, а лишь усугубляет их. Постепенно исчезают реальные дружбы и связи, им на смену приходят виртуальные, а затем постепенно исчезают социальные проявления интернет-зависимого человека. И подросток постепенно выпадает из жизни — теряет интерес ко всему, что происходит вне интернет-пространства — испытывает беспокойство и приступы тоски, паники или агрессии, если лишается доступа к интернету (кстати, в пьесе нам подобное поведение демонстрируют Ксю и Макс).
Пьеса адресована подросткам, но смотреть её следует всем. Интернет — это современный инструмент для поиска информации, для обучения, инструмент общения (как шариковая ручка — для письма или телефон — для разговора). Очень важно научить подростка воспринимать интернет именно как инструмент, а не как альтернативу реальной жизни.
Жизнь — это то, что происходит с нами здесь и сейчас, в реальности. Какой будет эта реальность — зависит только от нас.
Юлия Голицына
«Коммерческие вести», 6 февраля 2018 г.