До смешного богат
Лицейский театр 1 апреля представил премьеру комедии «Смешные деньги».
Водоворот событий закручивается с бешеным ритмом, каждый новый поступок или фраза героев вызывают хохот зрителей. Однако не все так просто в этом фарсе, и не все смыслы лежат на поверхности.
Чемодан-искуситель
Сюжет «Смешных денег» современного комедиографа Рэя Куни можно охарактеризовать двумя известными фразами: «бойся своих желаний» и «помни, что за все нужно платить». Однажды фортуна, до сей поры обходившая стороной обычного бухгалтера Генри Перкинса резко меняет курс, и в руках главного героя случайно оказывается дипломат с баснословной суммой. Деньги преображают Генри, он совершает безумства, на которые раньше не был способен. Закручивается клубок лжи, в доме Перкинсов появляются мошенники и полицейские (и не обязательно это разные люди), события сменяются каждую секунду.
— Я думаю, что подобная история могла бы произойти и в жизни. Наши безумные мечты, возникающие от безденежья, имеют свойство хоть редко, но сбываться, — говорит режиссер спектакля, художественный руководитель театра Сергей ТИМОФЕЕВ. – И когда в подобное положение попадает другой, смотреть со стороны легко и смешно. Но как бы мы сами себя повели в такой ситуации? Огромные деньги пробуждают древние инстинкты, и трудно удержаться от соблазна.
Смешное настоящее
Живые, харизматичные герои в исполнении артистов Лицейского театра захватывают внимание зрителя и прочно держат его, вновь и вновь заставляя смеяться. Безусловно развлекательный, тем не менее спектакль «Смешные деньги» — не постановка из разряда «просто похохотать». Здесь есть подтекст, который начинаешь замечать если не во время спектакля, то выйдя из зала и обдумывая, прокручивая только что увиденное на сцене. «Смешные деньги» — еще и о семейных ценностях, о любви, о преданности. Лакмусовой бумажкой человеческих отношений становится момент, когда внезапно чемоданчик с фунтами стерлингов оказывается за дверями дома Перкинсов. А еще он о последствиях наших поступков. Правда, эти последствия были смешными только в момент существования героев на сцене. И если призадуматься и представить жизнь персонажей после закрытия занавеса…станет не смешно. Ни зрителям, ни самим героям. Между большими деньгами и большими проблемами неизбежно встанет знак равенства.
— Фарс – трудный жанр, — отмечает Сергей Тимофеев. — Кривляние, «комикование», когда шутки опускаются за грань дозволенного – подобные приемчики с этим спектаклем не проходят. Смешно только тогда, когда все по-настоящему. Потому наш Генри не лжет, когда снова и снова открывает дипломат и пересчитывает фунты стерлингов. Невозможно просто открыть, увидеть богатство, и тут же поверить, что оно твое. Эта пьеса тяжела для актеров еще и тем, что поток событий слишком интенсивный, она как слалом, когда ты мчишься с горы и должен лавировать между флажками, не сбив ни одного. Но затраты энергии восполняются с аплодисментами зрителей, когда артисты стоят на сцене и понимают: нам поверили.
Татьяна Попова
«Вечерний Омск-Неделя», №14 / 5 апреля 2017 г.
http://omskgazzeta.ru/kultura/do-smeshnogo-bogat
КСТАТИ
В спектакле есть три лирических отступления, выражающие внутреннее переживание Джейн, жены главного героя «Смешных денег». Звучащие в эти моменты стихи были написаны омской поэтессой Екатериной Новиковой специально для Лицейского театра.