«Для меня это гармония кротости». Интервью с создателем спектакля «С неба упали три яблока»
Как «С неба упали три яблока»? Режиссёр Елена Лукманова из Магнитогорска рассказала о создании спектакля.
В рамках V Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» мы запустили спецпроект, в котором рассказываем, чем будут удивлять Омск театры из других городов.
5 апреля на сцене Омского Дома актёра состоится показ спектакля Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина «С неба упали три яблока» (16+). О том, что подвигло на его создание, как была выбрана актриса на главную роль и возможно ли уместить в моноспектакль книгу с огромным количеством персонажей, а ещё о солнечности Омска мы поговорили с режиссёром постановки Еленой Лукмановой.
— Елена, какова философия вашего театра?
— Театр, как утишение (от слова «тихо») боли мира.
— Как вы считаете, актуален ли сейчас жанр моноспектакля и почему?
— Количество актёров не имеет значения, если спектакль хорош. Одному сложнее, но тем и интереснее актёрски. Да и режиссёрски.
— О чём спектакль, который вы привезли, лично для вас?
— Для меня это спектакль о принятии мира. Принятии и приятии жизни. Со всеми её сложностями, горестями и радостями. Гармония кротости.
— Как пришла идея его создания и легко ли было найти актрису под ваши режиссёрские «запросы»?
— Эти вопросы в моём случае неразрывны. Я прочитала книгу. Фантастически прекрасную: языково и идейно. В какой-то момент упоительного чтения главная героиня в моей голове заговорила голосом Марины Павловны Крюковой. Все метания и сомнения (не в отношении выбора актрисы, скорее, в отношении собственных способностей и долженствований) пришли потом. Марина Крюкова похожа на Нарине Абгарян, словно они родственники. Марина удивительно владеет словом, чувствует текст, не боится острых характеров. Она прекрасная. И смелая, раз рискнула ввязаться в эту авантюру. Спасибо ей.
— Как вам удалось превратить произведение с таким количеством персонажей в моноспектакль?
— С трудом, если честно. Многих героев пришлось оставить «за сценой». Работа над инсценировкой была самой сложной частью всего процесса, честно говоря.
— В книге «С неба упали три яблока» переплетён быт маленькой деревушки и чудеса, которые там случаются, что создаёт многогранный мир со своей атмосферой. С помощью каких приёмов удалось воплотить это на сцене?
— «Многогранный мир со своей атмосферой» создаёт актриса. На сцене — минимализм и аскеза. Мы играли с предметами. Они тоже «играют роли».
— Расскажите немного про сценографию. Как она помогает выстраивать спектакль и удерживать интерес зрителя?
— Сценография придумалась сразу. Александр Яковлев, создавший её, — волшебник. Чудесный мир создают книги. Спектакль — это, по большому счёту, гимн литературе. В некотором роде, он и возник движимый острым желанием поделиться этим текстом.
— Как вам наш город? Рассмотрели? Что-то привлекает в нём?
— Так сложились обстоятельства, что спектакль был мною создан в качестве прощального подарка любимому Магнитогорскому театру драмы. Я переехала в Омск. Омск мне нравится. Запоминается Иртыш. И солнце. Много солнца.
— Почему вы решили принять участие в фестивале «ЧАТ»? В каких фестивалях вы уже принимали участие с этим спектаклем? Какая у него история?
— Любимого ребёнка хочется показать всему миру. Фестивалей моноспектаклей не так много, как хотелось бы. Разве можно было упускать такую возможность! На фестивале Милосердова в Челябинске спектакль получил Гран-при. Спектакль любит зритель, любит актриса, любит театр. Это здорово.
Анна Воробьёва
«ОмскЗдесь», 4 апреля 2023