Девятый сезон Лицейского

30 мая Драматический лицейский театр прощался со зрителями. Традиционно до осени, пьесой А. Пояркова «Татарин маленький». Сложным, психологически тонким произведением, с удивительным вкусом и тактом проявляющим все темные стороны человеческой сущности: зависть, трусость, хамство, лицемерие… Не будем повторяться о талантливой игре актеров Лицейского, о профессионализме режиссера и актуальности репертуара («МК в Омске» регулярно знакомит читателей с новинками театра). Да и как можно спорить с мнением истинных профессионалов? В течение сезона Лицейский долбили не единожды, причем отменно злыми словами. Потом, правда, хвалили… — и снова ругали. Короче, к единому мнению уважаемые критики не пришли. И как тут не вспомнить, господа читатели, притчу о маленьком Моцарте, заласканном слушателями, критиками и сильными мира сего. Отроку Моцарту всего этого уже не досталось… Детям-виртуозам зрелость не прощают! (Из беседы с главным режиссером театра Вадимом Станиславовичем Решетниковым)

 

— Вадим Станиславович, вы открывали сезон и закрываете его спектаклем «Татарин малень­кий». Изменилось ли отношение к спектаклю режиссера и акте­ров, что нового вы увидели в пьесе?

— Классный вопрос, и мне кажет­ся, что он созвучен с вопросом о су­ществовании нашего театра. В этом сезоне много чего было. И хвалили нас, и ругали. Но, как говорится, всегда, когда есть физиономия, кому-то она нравится, а кому-то нет! «Татарин маленький» — спек­такль очень профессиональный, на этом уровне мы еще не работали, и там заняты только те актеры, кото­рые у нас много лет работают. Тот спектакль, который был в начале се зона, и тот, который сейчас, — две большие разницы. И в этом тоже преимущество нашего театра, мы можем позволить себе год размыш­лений.

— Следующий год юбилей­ный?

— Да, 7 октября мы будем празд­новать десятый сезон.

— Обычно к этому времени те­атры определяются с направле­нием и ведущим репертуаром, находят свой стиль игры. Лицей­ский уже наметил тот путь, кото­рым пойдет дальше?

— Понимаешь, эти определения… в общем, любая идея, в том числе, театральная, основана на «я хочу», «мне нравится», «я буду делать то-то». Если мы будем брать только со­временную пьесу, а классику брать не будем, или пойдем в авангард, или будем ставить только русскую драматургию, считай, нормального театра у нас не будет. Все эти обя­зательства или взгляды на театр в лучшем случае паллиатив, это несе­рьезно! Мне, например, очень хо­чется сохранить идеи того русского театра, который был на заре про­шлого века. Станиславский, Неми­рович-Данченко, Таиров, Мейер­хольд, Вахтангов. Как продолжатели — Товстоногов, Додин, Фоменко, Еф­ремов. Вот этапы большого пути русского драматического театра. И давайте загонять каждого из пере­численных товарищей в то, чего они не будут делать?! Мне очень хочет­ся, чтобы актеры лучше чувствова­ли какие-то тонкости, противоречия, порывы, а современный человек весь состоит из этого. Не ездили, не ерзали на одной эмоции, как сплошь и рядом это делается в театре. Вот чему нужно научиться, а как это бу­дет называться, я не знаю, да мне и неинтересно придумывать названия!

— Спектакль «Лисистрата» от­кладывается?

— Нет, я репетирую, уговорил Олега Малицкого, чтобы мы сделали пьесу по Аристофану. Малицкий на­звал эту пьесу «Мужской разговор».

— Пьесу Филатова не стали брать?

— Мы ее прочли и дружно от нее отказались! Как и все пьесы Филато­ва, она годится для исполнения с эс­трады артистом Филатовым.

— Когда мы встречались с вами в начале сезона, вы определили этот год как отборочный. Реша­ли, что будете смотреть новых актеров, пробовать новые силы, Все получилось?

— Нет, видишь ли, к нам все труд­нее становится попасть. Ребята наши уже в определенном смысле владеют профессией, и новых нужно года два-три сначала «воспитывать», что мы и делаем, есть у нас такие люди. Но какого-то мощного влива­ния, к сожалению, не получилось.

— Ваша поездка в Петербург на фестиваль?

— Это был фестиваль «Рождествен­ский парад». Мы познакомились с Але­шей Поярковым (автором «Татарина маленького»). Почти сутки общались после спектакля, и я смею думать, что мы приложили руку к тому, что Поярков стал лауреатом фестиваля.

К вышесказанному добавим, что заслуженный артист России Вадим Станиславович Решетников получил звание лауреата фестиваля «Рождественский парад» за режиссуру и
сценическую работу.

Таша Папайя

«Московский комсомолец», 4-11 июня 2002 г.