Две семьи Ольги Симоновой
Чуть больше года назад в Лицейском театре Омска сменилось руководство. Вместо уехавшей по личным обстоятельствам в Шотландию Елены Лабинской пост директора заняла ее заместитель Ольга Симонова. Ольгу Николаевну многие посетители Лицейского театра и так всегда воспринимали как радушную хозяйку, поскольку в ее обязанности входила работа со зрителями. И вот – она окончательно взвалила на плечи эту, может быть, не самую большую на свете, но очень беспокойную ношу. Она по-прежнему успевает найти доброе слово и для зрителей, и для своих сотрудников, и для старенькой Лисистраты (кошка, которая таинственным образом появилась в Лицейском театре много лет назад, давно стала его талисманом). Нашлось время и для нас. Интервью, которое Ольга Симонова дала журналу «Сибирь и Я» — первое в должности директора.
Добрая – берем!
— Ольга Николаевна, вы в театре уже около пятнадцати лет. Как началась ваша работа здесь?
— Началась она очень интересно. Я человек активный, а детей у меня много, поэтому я всегда была во всех родительских комитетах. Дети учились в 66-м лицее, тут неподалеку, и я часто приходила в театр брать билеты на весь класс. Так мы познакомились с Еленой Николаевной Лабинской, которая в то время работала еще кассиром. А я находилась дома, занималась семьей. Но чем-то я ей, видимо, понравилась, потому что в один прекрасный день она позвонила и сказала: «А не хотели бы вы попробовать себя в качестве администратора?» Я подумала: а почему бы нет?
— Вы пришли в театр, и – что?
— На вахте меня встретили две представительные дамы. Когда у нас завязался разговор, и они узнали, зачем я здесь, то строго спросили: «Вы приготовили план действия для вашей работы, план развития театра?» Я немного растерялась, но потом ответила: «Знаете, я пришла устраиваться администратором, и, думаю, для этого не нужно никакого плана. Но если меня не возьмут, значит, не судьба».
Принимал меня Вадим Станиславович Решетников. Так получилось, что мы тогда только познакомились с ним. Он начал спрашивать, как я вижу свое общение со зрителями, как бы я поступила в той или иной ситуации. И вдруг перевел разговор на другое: «Ой, хороший у вас пиджачок! Дадите поносить?» Я подхватила эту шутку, говорю: «Да, пожалуйста. Если он вам подойдет, с удовольствием отдам». И тут же было озвучено решение: «Добрая. Берем» (Смеется) И вот я стала администратором, потом замдиректора по организации зрителей. Очень люблю театр, люблю наших зрителей. Для меня всегда было важно, чтобы им было комфортно, чтобы их никто не обижал.
Полезные уроки
— Когда вам предложили стать директором, вы удивились?
— Очень! У меня были периоды, когда мне хотелось вырасти до руководящей должности, но потом я как-то успокоилась. А тут я была в декрете с четвертым ребенком, и мне вдруг говорят: ты будешь исполнять обязанности директора. Елена Николаевна уезжает. Надо! Я некоторое время была в шоке. Потом прошло собеседование у Владимира Васильевича Шалака, и мою кандидатуру уже утвердили окончательно.
— Прежний опыт помогает сегодня в работе?
— Безусловно. За эти годы я узнала и сам театр, все его механизмы, и встречала много людей. Все они разные, а в силу моей профессии мне нужно было всех состыковывать. Вы представляете, какая это махина! Вот если организовывается какой-то выезд, или что-то меняется, что-то заменяется, меня учили, что я должна все неизбежно возникающие здесь конфликтные ситуации переводить в бесконфликтные. То есть, чтобы всем было хорошо и чтобы в первую очередь дело не страдало. Я старалась, но поначалу мне было очень тяжело. Я плакала от своего бессилия, от своего какого-то на тот момент непрофессионализма. И были люди в театре, которые меня поддержали, научили решать самые разные задачи. Я им очень благодарна. Например, у нас был помреж Василий Савинцев, он теперь работает в Петербурге, он первый мне сказал: так, успокойся. Что случилось? Давай попробуем разобраться. И я поняла, что не нужно опираться на эмоции. Холодный расчет и трезвое решение проблемы гораздо эффективнее, чем всякие эмоциональные взрывы.
— А у вас есть сейчас план развития театра?
— Конечно. Во-первых, театр должен постоянно выезжать. Не обязательно за границу, хотя бы по России. Потому что тогда о нем будут знать за пределами Омска. И актерам важно пробовать себя на других площадках, чтобы они видели, что не только наши постоянные зрители их любят, но они могут удержать внимание, вызвать интерес незнакомой аудитории. И они будут все время находиться в хорошем профессиональном тонусе. Во-вторых, в нынешнем году исполняется 25 лет нашему театру. И понятно, что нужно организовать, отпраздновать юбилей. Но опять же – не только. Наверное, не нужно объяснять, каково техническое состояние 25-летнего здания. И вот моя задача сейчас – сделать техническую поддержку, привлечь спонсоров, попечительский совет, который, надо отдать ему должное, и так помогает. А хотелось бы, конечно, чтобы технические возможности театра не только сохранялись, но и улучшались.
— Вы вмешиваетесь в репертуарную политику?
— Нет, я не покушаюсь на функции художественного руководителя. Здесь все решает Сергей Родионович Тимофеев. Могу, конечно, высказать своё мнение, если мне уж совсем что-то не идет.
Лучше лекарств — ощущение нужности
— Как вам удается совмещать большую семью и театр, хватает ли времени на все?
— Времени катастрофически не хватает. К счастью, у меня есть муж, без которого, наверное, я бы не справилась. Старшие дети меня выручают. Наверное, залог всего в дружной семье, во взаимовыручке, взаимопомощи. Когда я принимала решение стать директором, я знала, какая это огромная ответственность, какие надежды возлагают на меня люди, верящие, что я смогу все нести и тянуть. Поэтому я сразу сказала мужу: ты понимаешь, что я теперь все реже буду дома, что иногда не будет чистых полов, чистой посуды, что вам самим придется делать какие-то домашние дела? Он ответил: ничего, мы справимся.
— А вот ваши коллеги, директора других театров, которые в основном мужчины, как они относятся к директору-женщине? Это не первый и не единственный случай в Омске, но тем не менее.
— Ну, как они относятся… С одной стороны, то, что ты женщина, помогает во многих ситуациях. Тут и какие-то симпатии, и желание сделать тебе приятное, и в чем-то уступить. Ни один мужчина не может уйти от обаяния женского. Но я им всегда сама говорю: знаете, чем плохо то, что я женщина, а вы мужчины? Вам проще. Вы можете задерживаться по вечерам, больше думать о работе, уезжать в долгие командировки. А я в данный момент, когда у меня маленькие дети, не могу себе этого позволить. Потому что, несмотря на то, что я директор, я все равно мама, и у меня есть определенные обязанности дома. Ребенок спать без меня не ложится. Поэтому все свободное время я посвящаю ребятишкам. Но и театр тоже моя семья, и здесь уже без меня плохо. Я вот две недели болела, мне звонят и говорят: нам вас не хватает. И это поднимает лучше любых лекарств – радость от того, что ты все-таки нужна.
ДОСЬЕ
Дата и место рождения: 28 июля, г. Усть-Каменогорск
Знак зодиака: Лев
Образование: ОмГАУ
Семья: муж Симонов Владимир Геннадиевич, главный инженер Центра повышения квалификации работников здравоохранения. Дети: Алена (24 года), Илья (22 года), Всеволод (9 лет), Олеся (3 года).
Любимые цветы: крупные хризантемы
Любимый цвет: желтый.
Любимое блюдо: шашлык.
Любимый напиток: красное вино.
Любимые фильмы: советские комедии.
Любимая книга: «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.
Любимое животное: кошка.
Любимый праздник: Новый год.
Любимая цитата: «Я подумаю об этом завтра».
Эльвира Кадырова
«СИБИРЬ и Я», №1-2 (68-69) 2019