Двести детей Вадима Решетникова
Самый молодой, в прямом смысле слова, омский театр — Лицейский — празднует этой осенью свое десятилетие. Статистику «лицеисты» не ведут, но даже по приблизительным подсчетам за это время театр «пропустил» через себя не одну сотню одаренных детей. По крайней мере, как говорит отец-основатель и художественный руководитель Лицейского Вадим Решетников, на улицах с ним здороваются беспрерывно.
- Считается престижным устроить ребенка в Ваш театр. Много ли среди ваших артистов детей VIP-персон?
- А я этого не знаю. Мы ведь конкурс родителей не устраиваем. Единственное, о чем могу спросить ребенка: кто его папа и мама по профессии, чтобы определить культурный уровень.
- Неужели по блату или за «спонсорскую помощь» не пытались попасть к вам?
- Конечно, всякое бывает, но я в эти игры не играю.
— Перед круглой датой принято подводить итоги, Вы это уже сделали?
- Лучший способ отпраздновать какую-нибудь годовщину — сосредоточить внимание на нерешенных проблемах.
- И много таких проблем?
- Чем дальше, тем больше. Когда мы получили здание в подарок от города, все в нем сияло и мало походило на правду. Но 10 лет прошло, и мы ветшаем. Здание маленькое, а здесь крутятся почти 200 юных «трудящихся». Проблемы элементарные, например, где взять лампочки, а если учесть, что аппаратура у нас импортная, то все идет в пересчете на «баксы».
- Спонсоров нет?
- Сейчас со спонсорами туго — Морозовы и Мамонтовы еще не вылупились. Мы -муниципальный театр. Нам выделяют средства на зарплату, на «коммуналку» и немножко постановочных. Если бы мы сами денег не зарабатывали, то уже давно ноги бы протянули. Мы даем до 30 спектаклей в месяц.
- Это много?
— Да, но это вынужденная мера. Может, мы бы и хотели играть спектаклей 10-15 в месяц, но пока такой возможности нет.
— Сейчас со спонсорами туго — Морозовы и Мамонтовы еще не вылупились.
— Есть ли возрастной ценз для артистов?
— Самым маленьким семь лет, а старшим уже к тридцати.
— Не выросли они еще из Лицейского театра?
- Как можно вырасти из самого себя? Наша профессиональная труппа — это те люди, которые здесь проработали шесть-семь лет. Только у них дипломов нет.
- Это имеет значение?
- Какая разница, есть эта бумажка или нет. Елена Псарева всю жизнь без нее проработала и хуже от этого не стала. И потом, все наши артисты, которые решаются куда-то поступать, обречены на успех.
- Такая хорошая школа?
- Одна из наших девчонок рассказывала, что на каких-то съемках ее спросили, где она училась. Она ответила, что единственная ее школа — Лицейский театр. И там сказали — хорошая школа.
- В чем секрет?
— Мы стараемся, чтобы у нас преподавали действующие актеры со склонностью к режиссуре, чтобы дети узнали, что такое профессия. Раньше все удивлялись нашим успехам, а сейчас театр в городе знают, и сложились определенные требования. Мы даже специальную авоську для отзывов завели, кого тронул спектакль, кого нет.
- Рейтинг спектаклей определяете?
- В общем, да.
- И как результаты?
- Судя по тому, что мы оттуда выгребаем, пока нормально работаем.
- Дети — народ особый, почему Вы вообще решили работать именно с ними?
- Каждый театр рождается, мужает, обретает зрелость, стареет и умирает. А здесь постоянный приток новых талантливых людей. Это эффект проточной воды, на который я в свое время «купился». И оказалось, что идея более живучая, чем я предполагал. Эти дети, что проходят через театр, другие. Они понимают, что прежде, чем что-нибудь сказать на сцене, надо подумать, что каждый раз мы должны показать историю, после которой человек может задуматься и на пять минут сделаться лучше.
- Я ребятам часто говорю — есть путь к Богу и путь к дьяволу, третьего не дано. Нужно соотносить все свои поступки с этими двумя вариантами.
- Они растут и кто-то неизбежно уходит. Нет ощущения «кузницы кадров» для других театров?
- Отчасти это так, но я этим не горжусь. Мне нужна труппа, люди, которые бы вместе со мной росли и узнавали многое. Как только я пойму, что сделал все, надо будет идти на заслуженный отдых и осваивать жизнь на две тысячи. Но пока это не так — в голову приходят идеи, еще есть желание похулиганить на сцене. Все это служит утешением.
- Но разве не обидно, когда ребята покидают театр?
- Я всегда невыносимо болезненно переживаю расставания. Но никуда не денешься. Они уходят. Так ведь я это знал.
Анна Кудрявская
«Бизнес Курс», №34 / 21 сентября 2004 г.